Синяк И. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Вы видели детей, которые отказывались играть с песком? Я не встречала. Как только маленькие ручки касаются этого удивительного природного материала, все вокруг уже не так существенно для ребёнка. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Дети сразу начинают трогать песок, сгребать, брать пальчиками, собирать в ладошки и, ловко пересыпая его из руки в руку или перебирая маленькими пальчиками, сыпать вниз.
Оказывается, игра с песком как способ развития и самотерапии ребёнка известен с древних времён. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей.
- Родители видят, что ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, что может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
- В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, это значит – благоприятное воздействие оказывается на интеллектуальное развитие детей.
- В играх с песком более гармонично и интенсивно развивается речь, мелкая моторика и все познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление.
- Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных качеств ребёнка.
- Песок, как и вода, оказывают релаксирующее действие на детей, что особенно помогает при работе с детьми в условиях инклюзии.
Чтобы организовать такую игру в группе детского сада, надо иметь оборудование с определёнными требованиями:
- Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта желательно голубого или синего цвета, которые символизируют воду, небо. Размер стороны песочницы семьдесят или девяносто сантиметров, борта высотой не менее десяти сантиметров. Используем и сухой, и мокрый песок, это зависит от цели и задач предстоящей игры. Для индивидуальных занятий можно использовать прямоугольные пластиковые тазы по числу детей.
- Песок должен быть сертифицирован, цвет желательно жёлтый или светло-коричневый. Перед использованием песок просеивают, промывают и обеззараживают, прокалив в духовке. Можно проводить еженедельное кварцевание. Листок с датой последнего кварцевания приклеивают к внешней стороне песочницы. Мокрый песок по окончании занятия нужно подсушить, а поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
- Набор игрового материала храним в пластиковых контейнерах с отверстиями. В набор входят маленькие лопатки, грабельки, формочки разной величины, формы, изображающие животных, разные виды транспорта, фигурки людей, формочки для теста, для пластилина, ведёрочки, сита, воронки, широкие кисточки, ракушки, камешки, палочки разной длины и величины. Хорошо использовать миниатюрные игрушки высотой пять или десять сантиметров, изображающие людей разного пола и возраста. Используем фигуры различных животных, растений, мальчики просто обожают играть с маленькими машинками в мини-песочнице. Но надо помнить, что мелкие игрушки и предметы, например, игрушки из киндер-сюрпризов, с детьми младшего возраста использовать нельзя. Набор игрушечной посуды также пользуется успехом у детей в игре. Можно использовать для игр и занятий различные маленькие здания и постройки.
Но прежде чем приступить к такой работе, нужна специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. Дети могут отказаться от запланированных игр с песком, именно в этот момент мне помогают игры-адаптации, которые с лёгкость подведут ребёнка к целенаправленной деятельности, а именно к проведению занятий с песком. Надо не забывать давать детям немного времени на свободную игру в песочнице. И ещё одно очень существенное дополнение – у детей не должно быть аллергии от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Также существуют правила при проведении игр с песком. Объясните детям, что намеренно выбрасывать песок из песочницы нежелательно. Также нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры следует убрать все игрушки на свои места и обязательно помыть руки. Игр с песком много: «Дождик», «Чей след», Повтори дорожку», «Морозный узор», «Лабиринт», любимые игры – «Юные археологи», «Стройка», «Прогулка в лес», «Подводное царство», «Отдых у моря», «Жители пустынь» и другие. Но самое интересное из моего опыта, это когда дети старшего дошкольного возраста разыгрывают знакомые с детства сказки, такие как «Репка», «Колобок», «Теремок». Большая польза такой игры в том, что содержание, герои, действие и текст детям уже знакомы. Умение свободно пересказать сказку требует отдельной подготовки, которую мы проводим, работая над речевым развитием. Особенно ценно, когда дети начинают сочинять коллективно новые концовки сказок. Благодаря такой дополнительной подготовке дети имеют возможность погрузиться в игру, а значит, и в соприкосновение с этим удивительным природным материалом – песком. А о полезном воздействии на развитие личности ребёнка мы говорили в начале статьи.
Играйте, творите, ищите, не бойтесь ошибаться, экспериментируйте… Потому что дорогу осилит идущий!