Холина С.В., воспитатель ГБДОУ детского сада № 43
Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Н.В. Гоголь
В своей работе воспитателем я часто сталкиваюсь с проявлением различных черт характера у детей как положительных, так и отрицательных. Ребята более ярко проявляют негодование, обиду, бурную радость, восторг. Некоторым детям труднее поддерживать диалог, для них важнее собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника. Таким образом, в группе появляются популярные и непопулярные дети. Отношение к непопулярным выражается в непринятии их в свои игры, в игнорировании.
Как наладить мир в детском коллективе? Как добиться того, чтобы непопулярные дети стали заметными? Для решения этой проблемы нами проводились игры с направленностью на налаживание взаимоотношений в коллективе. Я заметила, что именно в игре дети очень хорошо раскрепощаются эмоционально. Ведь именно при разыгрывании сценок непопулярный ребёнок превращается в героя дня, раскрепощается, повышается его уверенность в себе.
Например, Ваня пришел к нам скрытным, неразговорчивым, держался в сторонке, и дети относились к нему как к малышу. В связи с этим родители Вани очень переживали. Чтобы облегчить адаптацию мальчика, мы «разговаривали» с ним по импровизированному телефону. Я за маму, а Ваня за себя. Уже тогда стало понятно, что мальчик отвечает на вопросы с интонацией, эмоционально. После адаптации в индивидуальной работе с ним стало понятно, что ребёнку очень нравятся театрализованные игры. Я решила продолжить работу над темой «Телефон», провести ещё несколько игровых занятий с ребятами, сделав Ваню лидером одной из команд.
Игра «Телефон»
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Ход игры: приглашаю по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону; для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора; пара составляется из членов противоположных команд.
Темы:
- Поздравить с днем рождения и попроситься в гости.
- Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
- Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
- Вас обидели, а друг вас утешает.
- Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
- У вас именины.
После первой сцены разговора ребята увидели, что Ваня совсем не бессловесный малыш, а довольно интересный собеседник.
Через некоторое время я предложила ребятам более сложный вариант театрализованной игры.
Игра «День рождения»
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход: с помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения»; гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
Процесс раскрепощения Ивана завершился на празднике Осени, где он сыграл в инсценировке роль Медведя. Всем: и ребятам, и родителям Вани – очень понравилось выступление.
С тех пор мальчик настолько ярко стал проявлять себя в театрализованной деятельности, что отношение детей к нему значительно изменилось. Они приняли мальчика в свой коллектив как равного. Он научился с помощью выразительных движений, жестов, мимики показывать разное настроение: удовольствие, отвращение, любопытство, грусть.
Создание творческой атмосферы помогает раскрыться каждому ребёнку как личности, применяя собственные возможности и способности.
К концу учебного года у всех ребят очевидна положительная динамика во взаимоотношениях. Я пришла к выводу, что театрализованная игра связывает не только детей между собой, но и родителей с детьми, родителей и воспитателей.