Колмакова Л. С., музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 43
Данная работа имеет значимость для практической деятельности музыкальных руководителей, воспитателей и специалистов ГБДОУ, работающих в группах детей с ОВЗ, так как раскрывает возможности использования психогимнастических упражнений, способствующих психомоторному развитию детей дошкольного возраста.
В своей работе я использую психогимнастику по методике М. Чистяковой. Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов.
«Психогимнастика» имеет широкое значение, так как разные авторы вкладывают в нее неодинаковое содержание. Психогимнастику можно рассматривать как курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной), и как курс специальных упражнений и игр, позволяющих активизировать межполушарные взаимодействия, способствующих развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий.
Таким образом, инструменты психогимнастики – это:
- этюды;
- игры и упражнения, способствующие познавательному и эмоционально- личностному развитию ребёнка и коррекции различных сторон его психики;
- мимические упражнения;
- релаксация;
- коммуникативные игры и танцы;
- этюды на развитие выразительности движений;
- инсценировки;
- музыкотерапия.
Основные задачи методики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.
Главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
У детей, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера: уверенность, честность, смелость, доброта; изживаются невротические проявления: страхи, опасения, неуверенность.
Следует отметить, что такие занятия, прежде всего, показаны детям с ОВЗ с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Заметим, что необходимо использовать психогимнастику в психопрофилактической работе и с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Незаметно для ребенка через создание игровой ситуации мы помогаем ему научиться элементам техники выразительных движений, способствующих воспитанию эмоций и высших чувств, приобретению навыков саморасслабления, снятия напряжения, корректировке настроения и даже отдельных черт характера.
Для решения задач музыкально-оздоровительной работы дошкольников психогимнастика внедряется во все элементы музыкального занятия:
- приветствие; психогимнастическое упражнение для настройки на занятие;
- вводная ходьба; этюд на развитие выразительности движений;
- слушание музыки (активное и пассивное); музыкотерапия;
- пение, песенное творчество; мимические упражнения;
- танцы, танцевальное творчество: коммуникативные игры и танцы, инсценировки;
- театральное творчество с элементами психогимнастики (мимика, пантомимика);
- игра на ДМИ; творческое музицирование;
- прощание; психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Сказка «Теремок», например, даёт прекрасную возможность вариативного сочетания психогимнастики и музыки, использования гимнастики и сказок-шумелок (сказки с шумовым оформлением). Сказка должна быть представлена детям визуально в виде презентации и озвучена, что дает возможность задействовать зрительные и слуховые анализаторы. В данный вариант психогимнастики включены психогимнастические упражнения и движения, пальчиковые упражнения, используются шумовые предметы.
При использовании такого варианта психогимнастических упражнений важно учитывать:
- сказка или история должна быть знакома детям;
- педагог выполняет и показывает движения вместе с детьми;
- не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами;
- выполняемые упражнения должны быть доступными и не вызывать затруднений у детей;
- шумовые предметы и инструменты должны быть знакомы детям, чтобы не отвлекать от самого процесса психогимнастики.
Какие этапы психогимнастики следует пройти для успешного применения на практике:
- разработать подробный календарный план;
- сделать подборку психогимнастических упражнений для старшего дошкольного возраста;
- проводить музыкальные занятия, развлечения с элементами психогимнастики;
- подобрать материал (наглядные пособия, видео, аудио) для консультаций воспитателей, родителей, педагогов своего и других ГБДОУ;
- записать видеоролики с элементами психогимнастики и вести работу по распространению опыта в соцсетях с получением ответных комментариев.
При работе с родителями можно использовать социальные сети, где выкладываются видеоролики упражнений по психогимнастике. Родители могут пользоваться упражнениями и этюдами, которые знакомы детям. Они хороши, когда вы ждёте своей очереди в поликлинике или едете в путешествие. Это отличная замена гаджетам.
Практическое применение этой методики возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива. И если оценить ее значимость, можно с успехом применять технологию в своей деятельности.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения и выступает как средство психомоторного развития дошкольников.