Залаутдинова С. Е., учитель ОРКСЭ и ОДНКНР ГБОУ школа № 409,
ассистент кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Когда речь заходит о подростках, особенно о формировании у них нравственных ценностей, то вольно или невольно в голове возникают вопросы «возможно ли?», «не зря ли?», «как это осуществить?» Такая реакция вполне естественна и небеспричинна. Каждый взрослый знает, насколько непредсказуемым может быть поведение ребенка в подростковом возрасте, знает и о том, что авторитет взрослых в этот возрастной период ставится под сомнение. Но наряду с этими изменениями именно в подростковом возрасте начинают формироваться ценностные ориентации, о чем свидетельствуют труды ученых Е. И. Рогова, И.С. Кона, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича.
«Милосердие» – слово, забытое в середине и конце 20-го века, вновь возвращается в активный словарь современного человека. Но немногие смогут объяснить, что конкретно оно обозначает, и определяют милосердие, как синоним слов «доброта», «сопереживание», «сострадание». Вот как объясняется значение слова «милосердие» в Энциклопедическом словаре педагога «Основы духовной культуры»: «Милосердие – (старославянское – любящее сердце) – нравственное качество личности и деятельности, выражающееся как действенная любовь в действии к людям, животным, растительному миру, как сострадание к их беде и бескорыстная помощь в нужде. Милосердие – одна из высоких христианских добродетелей: питание алчущих, напоение жаждущих, одевание нагих, посещение находящихся в темнице, уврачевание больных, успокоение мятущихся, погребение умерших. Иногда милосердие толкуется как движение двух сердец, между которыми лежит пропасть, вина, грех, преступление, а потому это всегда преодоление пропасти, но не «прыжком» и силой, а трудной работой души. Профессия учителя вся состоит из милосердия – терпения, прощения, помощи, участия в судьбах детей. Отсутствие милосердия к детям есть основная причина того, что глохнут интересные педагогические эксперименты, перерождаются альтернативные школы, тормозится в целом реформа образования. Милосердие противоположно мизантропии и филантропии, перерастающих при бездеятельной любви в пустой сентиментализм». [1] И мы, учителя, очень внимательно должны ознакомиться с этим определением, чтобы милосердно относиться к своим ученикам, особенно при решении трудных задач.
Для начала любого дела неплохо было бы понять свое отношение к этому делу и к тому, для кого ты это делаешь. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в аннотации к своей книге «Письма о добром» писал: «В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто» [3]. Вот и мы с вами постараемся найти простой путь к формированию милосердного отношения к ближнему у современных подростков. И в помощь нам здесь история нашего прекрасного города, история жизни миллионов петербуржцев-ленинградцев, которая даёт нам возможность не только привести примеры милосердного служения, но и побывать в тех особых местах, где доброта, сострадание и сопереживание были обычным делом. И поможет нам в этом экскурсионная деятельность.
У нынешнего молодого поколения есть удивительная особенность, объективно сформированная временем, в котором мы живем, – во что бы то ни стало знать ответы на вопросы: «А зачем мне нужно быть добрым и милосердным? Зачем совершать хорошие поступки?» Экскурсионная деятельность поможет дать ответы на подобные вопросы: примеров воспитания детей в труде и заботе о ближнем множество. На Руси, даже в царских семьях, трудовому воспитанию детей уделялось много внимания. Далеко за примером ходить не нужно: дочерям Павла I и Марии Федоровны вменялось в обязанности посещать богадельню «Церковный инвалид» и госпиталь, которые располагались в пристройках к храму Марии Магдалины в Павловске, и помогать ухаживать за больными офицерами, стариками, женщинами и детьми.
Дети Николая II с юных лет воспитывались в труде. Императрица Александра Федоровна говорила, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие и благотворительность были частью жизни царской семьи. Сбор средств и посещение тяжелобольных было привычным делом для девочек. Привычка к труду и милосердию помогали им проживать страшные дни ареста. Великие княжны трудились не покладая рук: разбивали огород, занимались рукоделием, пилили и кололи дрова, при этом продолжая обучение.
На пример такого воспитания детей нужно равняться, чтобы в погоне за успехом не растерять самое главное – человечность! Не забывать, кто ты есть на самом деле. Творить добро – значит быть вместе с Творцом, быть милосердным для людей во имя Бога, особенно, если ты верующий человек!
Для того чтобы подобная информация была воспринята подростками, недостаточно классической экскурсии, хотя и это тоже очень важная часть просветительской деятельности. Пусть наша экскурсия будет интерактивная, с элементами квеста. Такая форма интересна подросткам и популярна в настоящее время. Подобная деятельность уже приносит свои плоды в духовно-нравственном воспитании.
Экскурсионную деятельность мы предлагаем развивать в 2-х направлениях: первое – экскурсионная деятельность как знакомство с историей милосердия, второе – организация детско-юношеского сообщества экскурсоводов.
Экскурсионная деятельность как знакомство с историей милосердия может быть осуществлена в 3 этапа:
- Подготовительное занятие, где в доступной и увлекательной форме ребятам будут даны основные понятия милосердного служения и приведены примеры из жизни реальных людей, для которых милосердие являлось или является неотъемлемой частью их жизни.
- Интерактивные экскурсии-квесты по историческим местам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанным с милосердием (храмы, больницы, жилые дома и пр.).
- Экскурсии непосредственно в места милосердного служения, где уже на настоящий момент такая работа ведется, и есть реальная возможность показать ребятам, что такое милосердное служение с практической стороны. Важно, чтобы ребята могли задать вопросы и тем, кто служит, и тем, кому оказывается помощь.
Организация детско-юношеского сообщества экскурсоводов, конкретно занимающихся разработкой и проведением экскурсий по теме милосердия, может быть создана при школе или при центрах дополнительного образования. Важно, чтобы у ребят были учителя и наставники. Второе направление видится наиболее привлекательным, но подразумевает, несомненно, больше внимания и работы педагога. Плюс такой деятельности в том, что подростки включаются в милосердное служение уже на этапе подготовки экскурсионной деятельности. Очень важно в данном виде деятельности, что передача информации между сверстниками будет проходить на их языке и, соответственно, будет привлекательнее.
Роль педагога в организации экскурсионной деятельности огромна, но если к этому относиться так, как этому учит нас Д.С. Лихачев, то все обязательно получится! «В жизни надо иметь свое предназначение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен». «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путем доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!» [3]
Список литературы
- Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. Екатеринбург – 937 с.
- Залаутдинова, С.Е. Педагогические условия воспитания милосердия у подростков. Сборник Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания. Под редакцией А.Г. Козловой, В.О. Гусаковой. Санкт-Петербург, 2020. С. 468-474.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Ред., сост. Г.А. Дубровская-М.: Худ. лит., 1988. – 238 с.