Таранец Ю.Е., педагог ГБОУ школы-интерната № 67
Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья и Отечество, Бог и вера, любовь и милосердие, свобода и справедливость, честь и достоинство, образование и труд, красота и гармония.
В наш безумный, злой, бездушный век очень важно, уже начиная с первого года обучения в школе, воспитывать детей на традициях и ценностях той страны, в которой мы родились. Родители заняты добыванием денег на хлеб насущный. Дети практически остались наедине с собой. Поэтому и стали возможны походы в храм не с целью очистить душу, духовно укрепиться, а для того чтобы осквернить и унизить чувства верующих. Участились случаи суицида среди подростков. И многие не видят в этом ничего плохого или просто не обращают внимания на эту беду. Если и дальше будет так продолжаться, трудно сказать, к чему это приведёт. В младшем школьном возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с родным для него человеком.
Поэтому так необходимо, начиная с младшего школьного возраста, знакомить детей с основами религиозных традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями. Это поможет не только расширить кругозор школьника, но и воспитать порядочного, честного и достойного гражданина.
Подготовительная работа с родителями включает в себя различные формы, например, собеседование или родительское собрание. Их задача – создать установку на сотрудничество. Предполагаемыми результатами в таком случае будут мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных итогах усвоения содержания курса их детьми. И начинать такую работу нужно, по моему мнению, именно с родительского собрания.
Привлечение родителей к такой форме сотрудничества предполагает:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
- углубление и расширение личностно ориентированного компонента за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Следующий шаг – привлечь родителей к активной работе. Чем могут помочь родители? Они могут помочь детям составить рассказ, написать эссе, сделать подборку иллюстративного материала, творческо-исследовательскую работу, организовать экскурсию, а также принять участие в итоговом мероприятии.
Советы родителям
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому предмету как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
Воспитание учащихся в школе будет осуществляться на уроках, в творческой деятельности, во внеурочной деятельности. Но в нравственном воспитании ребёнка, обращённом непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам, исключительно важную роль играют родители.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец – ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы.
Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, своя собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Диалог – это доброжелательное, содержательно наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребёнок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ваш ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется ко злу.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитывает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», – понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Нравственный человек ведёт безопасный для окружающих и для себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативного поведения других по отношению к себе.
Новый предмет открывает перед родителями возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. Только совместно с родителями мы сможем сохранить и преумножить эти традиции. Ведь главное наше достояние – это наши дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.