Поповская Т.Л., учитель ОРКСЭ ГБОУ школы № 500
Научно-техническая и информационная революции, глобализация и ускорение мировых процессов второго десятилетия XXI века оказывают глубокое влияние на развитие общества. Изменяется мир, а вместе с ним и жизнедеятельность человека. Семья, сохраняя свою значимую единицу как ячейки общества, претерпевает внутренние изменения. Неравенство семейного статуса супругов, перегруженность женщины как матери и хозяйки дома, оглядка на экономические колебания, пандемию, а также мотивация появления потомства отражают духовно-нравственное здоровье нации.
В данный момент в школе обучаются дети родителей, чье детство пришлось на 90-е годы прошлого века. Экономический кризис 90-х негативно отразился на преемственности семейных поколений, дети вырастали, испытывая колоссальный дефицит общения с родителями.
Пошатнувшиеся морально-нравственные устои в последующем негативно повлияли на микроклимат семейных отношений и воспитание следующего подрастающего поколения. Информационные системы, телевизор, интернет, телефон и игровые гаджеты, возникая в жизни ребенка с раннего детства, приучают его к отстраненности от живого общения с семейным окружением и сверстниками. Дети часто не отличают реальную жизнь от виртуальной. Родители, бывшие «дети 90-х», не в состоянии понять внутренний мир ребенка, опускают в бессилии руки и стараются переложить воспитательную функцию на школу. Для ребенка исчезла ценность опыта предыдущих поколений, важность сохранения истории семьи.
Современная школа протягивает семье руку помощи, предлагая курс ОРКСЭ, дающий возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность позволяет им погрузиться в историю своей семьи, отечества. Содержание урока, независимо от выбранного модуля, повышает культурно-образовательный уровень; разбор притч способствует формированию духовно-нравственных идеалов.
Большую ценность для школьника представляет участие семьи в подготовке разнообразных проектов, ребенок чувствует внимание, понимает свою значимость как индивидуума: открывая для себя связь поколений, он интересуется своими предками. Понятие «Отечество» для него постепенно наполняется личностным содержанием, и ребенок, опираясь теперь уже на приобретённые знания и эмоции, со значением произносит: «Я – гражданин!»