Из опыта работы учителей начальной школы ГБОУ школы № 695 «Радуга» Лоленко О.В., Пуршевой С.А., Сошинской Н.С.
Пуршева С. А., учитель начальных классов ГБОУ школы № 695
Скажи – и я забуду.
Покажи – и я запомню.
Вовлеки – и я научусь!
Восточная мудрость
Проектная деятельность позволяет создавать творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
В данной статье мы представим классификацию проектной деятельности в начальных классах ГБОУ школы № 695 «Радуга» Пушкинского района СПб по количеству учащихся, задействованных в проектной деятельности, а также приведем примеры успешных, на наш взгляд, проектов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
В начальной школе индивидуальный проект имеет существенное отличие от индивидуального проекта в средней и основной школе из-за недостаточной сформированности умений и навыков в работе с источниками информации и низкой компьютерной грамотности учащихся. Дети имеют минимальный опыт работы в текстовых редакторах, поэтому работа над индивидуальным проектом ведется в непрерывном сотрудничестве учитель – ученик- родитель.
Данный проект даёт учащемуся возможность развить и проявить самые разнообразные качества на всех этапах реализации проектной деятельности.
Наши четвероклассники работали над индивидуальными проектами, такая работа для учащихся стала своего рода первой длительной исследовательской деятельностью, подведением итогов обучению в начальной школе.
На подготовительном этапе детям было предложено выбрать тему исследования, конкретизировать её. Примерные темы школьных проектов могут касаться любых областей знаний, темы могут быть весьма обширными, и главное – конкретизировать их. Детям был предложен примерный список, из которого можно было выбрать тему или придумать свою.
На ориентировочном этапе детям необходимо было помочь определить цель, задачи, тип проекта:
- Исследовательский – ученики должны не просто узнать о главной теме работы, а провести исследования. Это может быть повторение экспериментов ученых, работающих над данной проблемой, или постановка новых для подтверждения гипотезы.
- Информационный – в таком проекте ученики ограничиваются поиском и анализом информации, делают самостоятельные выводы.
- Продуктивный – в данном случае исследовательская работа совмещена с творчеством. Результатом работы должен быть готовый продукт.
Организационный этап – самый трудоемкий, он предполагает организацию работы над проектом, составление плана работы. На этом этапе можно применять различные методы проектирования. Это могут быть: самостоятельное прочтение, изучение книг, фильмов по теме, наблюдение, интервью, эксперимент, обращение к глобальной компьютерной сети Интернет. Во время поиска информации школьнику необходимо хотя бы кратко изучить историю вопроса, разные точки зрения на данное явление, в результате чего открываются интересные факты.
Продуктивный этап – это оформление работы, подготовка к защите, ответам на вопросы по работе. Ученик должен всё четко знать, самостоятельно проделав весь путь от выбора темы до результата проекта, чтобы успешно представить свою работу. Для лучшего восприятия работы предлагалось подготовить и представить компьютерные презентации.
Продуктом деятельности являются работы учащихся (анализ социологического опроса, статья, электронная газета, видеофильм, виртуальная экскурсия) и защита проекта с презентацией.
Преимущества индивидуального проекта:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
- у обучающегося полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта и его качество зависят только от него самого;
- учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от замысла до итоговой рефлексии;
- у обучающегося полноценно формируются общеучебные умения и навыки (исследовательские, информационные, презентационные, оценочные), и их формирование оказывается вполне управляемым процессом.
Недостатки индивидуального проекта:
- трудности при формулировании целей и задач;
- низкий уровень компьютерной грамотности учащихся начальной школы;
- требования к оформлению работы зачастую не соответствуют возрастной группе учащихся.
К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами.
С этой целью на родительских собраниях необходимо разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, нужно проводить специальные консультации, а также демонстрировать лучшие работы учащихся.
Исследовательские групповые проекты требуют четкости в структуре, в обозначении целей, понимания актуальности предмета исследования всеми участниками, понимания социальной значимости проекта, продуманных методов обработки результата.
Цель информационного проекта собрать информацию о каком-либо объекте, обработать эту информацию, потом познакомить с ней участников группы, представить результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями, стенгазета, презентация).
Дети работают группами по 4-5 человек.
Групповой проект формирует навыки распределения обязанностей, взаимовыручки, умения договориться, умения работать в коллективе, формирует уверенность в своих силах, умение отстаивать свою точку зрения, интерес к познавательной деятельности.
Преимущества группового проекта:
- дети учатся сотрудничать друг с другом;
- учатся распределять обязанности;
- этот вид проектной деятельности даёт возможность проявить лидерские качества, способствует повышению самооценки (у большинства учащихся);
- дети учатся самостоятельно разбираться в найденном материале.
Недостатки группового проекта:
- в начале работы могут возникнуть проблемы при формировании групп (симпатии-антипатии). Кто-то работает больше, кто-то меньше, есть возможность делегировать свои обязанности другим участника группы;
- дети работают с разной скоростью;
- ребёнок получает опыт только в той части проекта, которую ему поручили выполнить, таким образом, может не сформироваться ответственность за результат работы, возникают трудности с координированием работы;
- уходит много времени на обсуждения, т.к. каждого надо выслушать, есть опасность пойти неправильным путём, могут часто возникать конфликтные ситуации;
- групповую работу тяжелее оценивать;
- большой объём работы ложится на учителя.
Этапы реализации:
- выбор темы;
- формирование групп;
- распределение обязанностей;
- поиск материала и работа с ним;
- оформление работы;
- защита презентации.
В данном случае продуктами групповой работы выступили мультимедийные презентации и стенгазеты, выполненные учащимися.
Коллективный проект осуществляется внутри одной возрастной группы, выполняется всем коллективом, направлен на решение проблемы в рамках совместной со взрослыми деятельности.
Наш коллективный проект, о котором мы хотим рассказать, – «Наш класс – наша дружная семья» является долгосрочным, так как для его реализации требуется достаточное время. Проект нацелен на создание сплоченного коллектива из учащихся первого класса.
Преимущества коллективного проекта:
- учащиеся учатся общаться, узнавать друг друга;
- учатся сотрудничать, уважать и понимать друг друга;
- формируется чувство коллективизма;
- дети учатся ответственности;
- формируется осознание собственной значимости (я – личность).
Недостатки коллективного проекта:
- дети еще не знакомы друг с другом, не знают сильные и слабые стороны своих одноклассников;
- в силу их возраста возникают сложности в организации проектной деятельности.
Наш коллектив только начинает формироваться, отсюда и тема нашего проекта «Наш класс – наша дружная семья». Актуальность проекта заключается в том, что дружный класс – основа не только успешной учебы, но и здорового состояния школьника.
В ходе реализации проекта мы отвечаем на следующие вопросы:
- чем является для нас наш класс?
- как стать хорошим другом?
- можно ли научиться общению?
- какие качества необходимы для настоящей дружбы в коллективе?
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный – на этом этапе проект реализовывался в тесном контакте с родителями;
- Основной:
– читали и обсуждали книги о дружбе;
– проходили беседы и классные часы на тему «Что такое дружба?», «Что такое ссора и почему она происходит?»;
– обсуждали пословицы о дружбе;
– проводили игры, в которых дети больше узнавали друг о друге;
– ребята принимали активное участие в школьных мероприятиях, таких как «Посвящение в первоклассники», «День матери», «Веселые старты», «Битва хоров», «Новый год», «Прощание с Букварем», «День защитника Отечества».
На внеклассных мероприятиях мы узнавали больше друг о друге, о достижениях учащихся, об их интересах, привычках, чем ребята любят заниматься вне школы.
Происходило самопознание. Каждый осознавал – «Я – личность». Повышалась самооценка.
Исследовалось мнение школьников – была проведена анкета в начале года и в конце III четверти «Дружны ли мы?», в которой затрагивались вопросы школьной мотивации, познавательных интересов, конфликтности, дружелюбия, сплоченности; данные анкеты обрабатывались, была составлена диаграмма, по которой можно увидеть динамику развития коллектива.
Итогом проектной деятельности является презентация результатов на ежегодной конференции начальной школы и участие лучших работ учащихся в различных конкурсах за пределами образовательного учреждения. Это помогает ребятам чувствовать себя успешными, гордиться своими результатами.