Бобровская С. Д., учитель ГБОУ гимназии № 406
Рассматриваемые вопросы:
- Как подготовить научно-исследовательскую работу?
- Как проводить научное исследование?
- Как определить и уточнить тему?
- Как изучать литературу?
- Как определить гипотезу?
- Как сформулировать цель и задачи исследования?
- Как определить методы исследования?
- Как оформить работу?
Исследовать – значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто.
А. Сент-Дьердьи
Как подготовить научно-исследовательскую работу?
- Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
- Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
- Изучение научной литературы, первоисточников, сбор информации и уточнение темы.
- Формулирование гипотезы.
- Формулирование цели и задач исследования.
Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.
Тема исследования – объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект». В теме отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования. Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальности исследования – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных, необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.
Ряд практических шагов-приемов, помогающих самостоятельно выбрать тему
- Аналитический обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.
- Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме, логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
- Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
- Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулирования темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве. Поиск темы может вестись в «естественных» условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной или области изысканий.
Как изучать литературу для поиска нужной информации
Это составление предварительного списка изданий, непосредственная работа с интернет источниками. Определив тему и проблему своей работы, исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимым с выбранной объектной областью. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.
Как проводить научное исследование?
В основе научного исследования лежит:
- Интеллектуально-исследовательская деятельность. В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие интеллектуальные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Или более сложные умственные действия: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования. Здесь происходит проектирование научного исследования.
- Информационно-рецептивная деятельность, включающая в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять (рецептировать) и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь все необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений. Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения.
- Продуктивная деятельность составляет действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления в научном тексте. Рефлексия отдельных глав, разделов.
Формулирование гипотезы
Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием
и сносят, когда здание готово. Они необходимы для
работника, но он не должен принимать леса за здание.
И. Гете
Важным шагом в исследовательской работе является выдвижение гипотезы. Гипотеза – это утверждение вида «если А, то В», которое описывает, как намеревается автор разрешить проблему. Она отражает научный подход и не должна быть субъективной. Не имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду, то…». Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение неверно, просто он не там искал. Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с герменевтическим анализом первоисточников. Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы. К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента. Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить. Гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
Основные свойства гипотезы:
- Неопределенность истинного значения.
- Направленность на раскрытие данного явления.
- Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы.
- Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.
Требования к гипотезе
В гипотезу включают понятия и категории, являющиеся неоднозначными.
Она не должна включать слишком много положений. Как правило, одно основное, больше – редко. Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений (лучше избегать ценностных суждений). Гипотеза должна быть правдоподобной, т.е. соответствовать уже имеющимся знаниям по обозначенной проблеме. Гипотеза должна быть проверяемой. В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.
Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам. Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории. Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.
Как сформулировать цель и задачи исследования?
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Цель соответствует теме исследования.
Можно поставить целью: выявить… установить… обосновать… уточнить…разработать…
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением природы, структуры изучаемого объекта (она связана с анализом взглядов на предмет исследования). Вторая задача связана с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. Третья задача связана со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая задача связана с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Как определить методы исследования?
Метод – это способ достижения цели исследования; «путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений».
Теоретические методы: характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование
Эмпирические методы: предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.
Общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и др.
Методы должны быть научными, нельзя полагаться только на здравый смысл.
Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод. Биология более проста по объектам, чем физика, поэтому там применим метод проб и ошибок, а в физике – строгие математические методы. В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.
Математические методы:
- Статистические методы.
- Методы и модели теории графов и сетевого моделирования.
- Методы и модели динамического программирования.
- Методы и модели массового обслуживания.
- Метод визуализации данных (функции, графики).
Как оформить работу?
Работа имеет определенную структуру:
- Титульный лист.
- Оглавление (план работы).
- Введение (анализ литературы, проблемы, актуальность, гипотеза, цели, задачи, объект, предмет исследования, ход исследования).
- Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами).
- Выводы по каждой главе.
- Заключение (связано напрямую с задачами работы).
- Библиографический список, список интернет ресурсов.
- Приложение (графики, схемы , иллюстрации, таблицы).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования.
- Леонтович А.В., СаввичевА.С. «Исследовательская и проектная работа школьников», М.: «ВАКО», 2014 г.
- Давыдов В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы. М.: ИНТОР, 1997. – 32 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.
- Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : методические рекомендации для учащихся для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев //Завуч. – 2005. – № 6. – с. 4 – 29.
- Белых С. Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых. – Комментарии А. С. Савичева. Под ред. А. С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 48 с.
- Криволапова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Н. А. Криволапова, Н. Н. Войткевич. – Курган, 2004. – 79 с.