Касаткина Н. В.,педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района СПб
Учитель – три слога!
Не так уж и много…
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога…
Но как это много!
И это призванье вам Богом дано!
Основными условиями эффективного формирования педагогом положительной Я-концепции ученика являются эмпатия, искренность, безусловное позитивное отношение. Педагогическое руководство формированием положительной Я-концепции заключается в том, чтобы научить ученика следующим последовательным действиям:
- определять собственные личностные свойства и качества, причём выделять как положительные, так и отрицательные (по возможности ранжировать их);
- выявлять, какие качества преобладают, и тем самым определять тип концепции (положительная/отрицательная);
- осуществлять диагностику, т. е. оценивать степень развития собственных свойств и качеств;
- определять последовательность и способы самосовершенствования жизненно необходимых свойств и качеств.
Для формирования Я-концепции очень важно:
- создание условий для творческого развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение детей и подростков к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для личностного и профессионального самоопределения; – профилактика асоциального поведения.
Для успешного формирования положительной Я-концепции обучаемых важное значение имеет организация взаимодействия (деятельность, общение), в которое включен ученик. Именно в процессе целесообразно организованного взаимодействия у ученика появляется возможность проявить себя, самоутвердиться, найти поддержку, помощь, получить совет и найти ответы на сложные вопросы.
Формирование положительной Я-концепции ученика – это не разовое мероприятие, а постоянная кропотливая работа на уроках и во внеурочное время; она выражается в словах, действиях, оценках, эмоциях педагога и другого социального окружения ученика (класс, школа, семья).
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у школьника уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. В работе по формированию положительной Я-концепции у ученика педагог должен придерживаться следующих методических рекомендаций:
- во время занятий уделять одинаковое внимание всем ученикам;
- поведение учителя не должно быть спонтанным, а напротив – цельным, выдержанным, педагогически грамотным;
- объективно оценивать слова, действия, поступки учеников, не придираться, не ущемлять их достоинства;
- по возможности найти повод похвалить ученика, поддержать его;
- всегда учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Формировать Я-концепцию ученика может тот педагог, у которого выработана собственная положительная объективная Я-концепция.
Заключение о состоянии Я-концепции ребёнка педагог делает на основе наблюдений, тестирования, бесед с ним и родителями. То, как ребенок двигается, разговаривает, смотрит, о многом говорит опытному педагогу. Улыбка или уныние, веселые интонации или резкие слова, высоко поднятая голова, открытый взгляд или «закрытая» поза, руки, спрятанные глубоко в карманы, – все это показатели состояния Я-концепции. Педагог, работающий с детьми, постоянно находится в состоянии включённого наблюдения. Фиксируя высказывания детей о себе, близких, сверстниках, их поведение по отношению к себе и другим, настроение, можно сделать вывод о состоянии Я-концепции обучающегося. Неуверенные в себе, своих способностях, добром отношении окружающих дети имеют, как правило, низкую самооценку. Возможно, наиболее важным из того, что педагог может сделать, является создание среды, в которой ребенок чувствует себя эмоционально защищенным.
Доверие между педагогом и учеником или воспитанником позволяет ребёнку выражать свои истинные чувства и мысли открыто. Такая атмосфера позволяет обсуждать общие ценности, ожидания, планы, достижения. Без установления доверительных отношений возможности педагога невелики.
Состояние Я-концепции влияет на учебные успехи школьника. Известно, что эти феномены тесным образом связаны. Какова же эта связь? Все учебные ситуации – это ситуации риска для ребенка. Действительно, подготовка письменной работы, устный ответ у доски, высказывание своего мнения, изготовление какой-либо поделки – все это действия, которые будут строго оценены, с пристрастием обсуждены, может быть, высмеяны, могут явиться поводом для наказания. Ребенок фактически весь день подвергается непрерывной оценке, находится в ситуации соперничества, сравнения себя с другими. Взрослый может выбирать вид деятельности, в котором он наиболее компетентен и который ему больше нравится. У ученика такой возможности практически нет, он не может отказаться от выполнения учебных заданий.
Всё, что делает ребёнок изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. Ребёнок с высоким уровнем обученности популярен, окружён и защищен уважением, у него есть друзья, он внутренне свободен и открыт миру, испытывает определённое эмоциональное благополучие. К слабоуспевающему школьнику, как правило, относятся с предубеждением. Он живет с чувством вины и страха, среди обид. В нем растет протест, агрессия, которые могут выплеснуться на окружающих.
На почве неуспехов в учебе может серьёзно деформироваться изначально положительная Я-концепция.
Специалисты утверждают, что только 10-15% школьников имеют задатки, необходимые для того, чтобы отлично успевать по всем предметам. Значит, остальные 85-90% учащихся попадают в заведомо травмирующие условия, когда школьные требования сложны и непосильны для них. То есть на более глубоком уровне ученик рискует не только и не столько получить плохую оценку, он рискует своей Я-концепцией, своим мнением о себе как о человеке достойном.
В педагогике (и не только) хорошо известен «эффект Пигмалиона» – ребёнок становится таким, каким мы ожидаем его увидеть. Исследователи Р. Розенталь и Л. Джекобсон наугад отобрали по пять учеников из каждого класса. После того как учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность академического успеха в будущем, проверяющие как бы между прочим сообщили учителям, что отобранные для тестирования дети способны сделать резкий рывок вперёд. На самом деле потенциал этих учащихся был ничуть не выше, чем у остальных. Результат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся действительно резко возросла как в сравнении с другими детьми, так и относительно своих же успехов.
Таким образом, ни на чём не основанное пророчество сбылось благодаря изменённому отношению педагогов к детям. Учителей воодушевило известие о том, что в привычном сером классе есть несколько способных детей. В результате наряду с запрограммированным успехом якобы перспективных детей произошел заметный сдвиг в учёбе у всех остальных учащихся этого же класса. В приведённом примере решающую роль сыграла вера педагогов в возможности своих питомцев. Аналогичные исследования доказывают, что отношение учителей к детям может иметь прямо противоположный эффект, то есть, если педагог ждёт от ученика низких результатов, его ожидания оправдываются.
Насколько педагог искренен и открыт к восприятию ребенка, настолько в дальнейшем сам растущий человек будет учиться принимать себя, уважать себя, любить себя. Только дух поддержки, доверия, принятия ребенка без осуждения поможет ему начать «строить» свою позитивную Я-концепцию, и здесь исключительную роль играет позиция педагога.
Что же нужно делать, чтобы формировать положительную Я-концепцию у ученика?
- Видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, принимать, верить в нее (все дети талантливы).
- Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость.
- Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка (ребенок хорош, плох его поступок).
- Помогать детям реализовывать себя в деятельности (в каждом ребенке чудо, ожидай его).
Для этого необходимо:
- Выявление исходного уровня самооценки у детей и подростков.
- Разработка и проведение тренинга творческого выражения эмоций для подростков.
- Выявления уровня самооценки после проведения тренинга.
- Анализ полученных данных.