Борошко А.А.,воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Шаморова Н.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
К.Д. Ушинский утверждал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в процессе социализации детей в различных сферах жизнедеятельности путём игровой деятельности, патриотических акций и конкурсов, спортивно-развлекательных мероприятий, проектной деятельности, совместной деятельности с педагогом и сверстниками и т.д. Все перечисленные формы работы с детьми должны осуществляться в специально созданных условиях, с использованием специально подготовленной атрибутики и при наличии определённых наглядных материалов. Поэтому создание и грамотное оформление патриотического уголка должно быть обязательным условием в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
В целях реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию в нашей группе был создан такой уголок. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, инициативу, самостоятельность и патриотические чувства каждого ребёнка с опорой на его интересы, склонности и уровень активности.
Информационный материал нашего уголка представлен по следующим направлениям:
- Семейные традиции
Совместно с родителями наши воспитанники составили генеалогическое древо «Моя семья», семейные фотоальбомы, книжки-самоделки на темы «Наша дружная семья» и «Герб моей семьи». В уголке представлены дидактические игры «Моя семья», «Все профессии важны», «Дом в котором я живу», тематические папки с иллюстрациями.
- Военно-историческое направление
В нашем уголке это направление представлено играми, иллюстративным и познавательным материалом о славных подвигах предков, о богатырях, чьи подвиги воспеты в былинах, об оружии прошлых столетий и современных военных машинах, установках, оружии; моделями оружия и боевых машин. Также представлен фотоматериал «Памятники воинской славы», макеты, художественная литература по данной теме. Всё это пробуждает интерес детей к военной теме и создаёт предпосылки того, чтоб дети помнили, интересовались подвигами своего народа, а в будущем с желанием служили в Вооруженных силах и, может быть, стали профессиональными военными.
- Народные традиции
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа, поэтому в уголке представлены русские игрушки (куклы-закрутки, куклы из соломы, куклы-обереги); куклы в национальных костюмах; предметы народного декоративно-прикладного искусства (дымковские игрушки, матрёшки, работа по дереву, предметы хохломской росписи, гжели и т.д.); предметы старины; макет крестьянской избы; лэпбук «Русская изба»; дидактические игры; иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Хлеб – всему голова», «История русского народного костюма», «Народные праздники»; художественная литература по фольклору (песенки, потешки, пословицы, поговорки, былины, сказки); художественная литература нравственной тематики, подборка стихов о родном крае.
- Малая родина – город, в котором мы живём
В нашем уголке патриотического воспитания широко представлен материал по истории Санкт-Петербурга, о его достопримечательностях и великих людях, сыгравших огромную роль в становлении города: тематические папки с иллюстрациями и фотографиями «История возникновения Санкт-Петербурга», «Достопримечательности города», «Памятники архитектуры», «Знаменитые люди Санкт-Петербурга», «Спорт», «Наше духовное наследие»; подборка стихотворений о городе; карта города; символика; макеты архитектурных сооружений.
- Моя страна – Россия
Материалы, представленные по данному направлению: глобус, карта мира, карта Российской Федерации, символика России, портрет президента страны, тематические папки с иллюстрациями, фотографиями и познавательным материалом о городах России, о столице нашей Родины, о народах, населяющих нашу страну, о промышленности и сельском хозяйстве, о природных зонах и животном мире. Подобрана художественная и энциклопедическая литература, посвящённая нашим великим соотечественникам, их портреты, художественная литература.
С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Воспитание начала патриотизма и гражданственности должно осуществляться не обособленно, а в полноценной системе нравственного воспитания дошкольников с привлечением продуманной и целесообразно выстроенной предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.