Теория и практика внедрения цифровой образовательной среды

Толмачёва Т.В., методист ГБУ ИМЦ Пушкинского района

Последние четыре года  с высоких трибун много говорилось о цифровизации школы. Педагоги, привычные к бесконечным школьным реформам, полагали, что это наше  весьма далёкое будущее и не торопились его торопить. Однако пандемия коронавируса так  стремительно изменила нашу жизнь, что даже самая  консервативная  часть  педагогического сообщества  поняла, что наше будущее нас догнало. Конечно, переход на дистанционное обучение  – это   совсем не цифровая образовательная среда, а только один из её инструментов. Но давайте по порядку разберёмся,  куда же мы идем, что нам готовит жизнь.

«Цифровая образовательная среда» (ЦОС) — федеральный проект, рассчитанный до 2024 года.

Он – часть национального проекта «Образование», который включает в себя  следующие инициативы: строительство школ, выявление талантов, поддержку семей с детьми, создание «умной» школы, формирование «учителя будущего», престижа рабочих профессий, непрерывное образование, развитие волонтёрства, экспорт образования, социальные лифты.

Проект же ЦОС нацелен  на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Цифровая образовательная среда включает в себя высокоскоростной интернет в школах, обеспечение образовательных организаций современным оборудованием, платформу с обучающим материалом, который собран в одном месте и классифицирован по разным предметам, темам и году обучения, и набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.

При этом ЦОС не подменяет собой живое общение с педагогом на уроках, а дает учителю новые инструменты и ресурсы. Это подчеркивает министр просвещения России Сергей Кравцов: «Речь идет не о замене одного вида обучения, очного, другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны».

Цифровая образовательная среда— это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. ЦОС дает следующие преимущества.

  1.  Для обучающихся: возможность построения образовательной траектории; использование индивидуального обучения; гибкий график учебы; интерактивное взаимодействие с обучающей средой, доступ к самым современным образовательным ресурсам; расширение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
  2. Для педагогов: формирование новых возможностей организации образовательного процесса; новых условий для мотивации обучающихся при создании и выполнении заданий; новых условий для переноса активности образовательного процесса на обучающегося; облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
  3. Для родителей: расширение образовательных возможностей для ребенка; снижение материальных затрат на обучение за счет повышения конкуренции на рынке образования; повышение прозрачности образовательного процесса.
  4. Для образовательной организации: решение проблемы привлечения дополнительного контингента обучающихся; снижение затрат на образовательный процесс; повышение качества обучения; внедрение современных интерактивных технологий; расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса; повышение имиджа образовательной организации.

Цифровая образовательная среда – это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей без исключения, не зависимо от их места жительства.

Инструменты Цифровой образовательной среды –  цифровые комплексы: электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое. Все это будет использоваться на очных уроках. И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать занятия (например, болеет), благодаря ЦОС он сможет смотреть урок по видео.

Предполагается, что ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Никто не может заменить педагога и живое общение в школе. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью качественных видеоматериалов, интерактивных заданий и т.п. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми!!!

Однако формирование ЦОС в каждой образовательной организации – процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

  • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

Надо понимать, что при цифровизации образования общество может столкнуться и с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах.  Это и увеличение финансовой нагрузки на школы, и нехватка специалистов на начальном этапе запуска ЦОС, и отсутствие цифровых методов обучения, и отсутствие исследований влияния цифровых технологий на здоровье детей, и риски технических неполадок и сбоев.

Несмотря на риски,  получается, что ЦОС несёт в  себе весьма привлекательные перспективы. Но что же в реальности?  Каждый практикующий школьный учитель  понимает, что сейчас школа  проходит очень  непростой, болезненный период. Мы только в самом начале пути.  Чтобы ЦОС стала  реальностью,  требуется много сил. По сути, в школе происходят революционные перемены,  требующие в первую очередь изменения сознания всех участников образовательного процесса.  Для начала надо принять, что Цифровая образовательная среда – неизбежность и чтобы выжить в этой среде, надо перестать воспринимать её как агрессивную и научиться  пользоваться её возможностями.

Павловская школа №315 – одна из школ Пушкинского района, вошедшая в проект  «Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».  Ещё в начале учебного года,  задолго   до массового перехода  на дистант,  в этой школе была создана своя локальная образовательная платформа  «Знание»,  которая очень выручила и педагогов, и обучающихся, и родителей.  Сейчас  коллектив  много работает над  освоением и расширением возможностей цифровой образовательной среды.  Директор школы Миренкова Алина Александровна рассказала, как  меняется школа, меняется отношение к школе  учеников и родителей и, пожалуй, самое главное – меняется отношение учителей к своей профессии.  Как появившееся у неё  лет семь назад интуитивное ощущение, что перемены в школе необходимы, постепенно превратилось  в конкретную  задачу, потребовавшую, в том числе, и довольно жёстких управленческих решений.  Сменилась  административная  команда, произошла  неизбежная  смена педагогических кадров –  пришли новые молодые педагоги с новыми компетенциями, которые, как не парадоксально, во многом стали наставниками  опытных педагогов, понявших необходимость  освоения новых умений. Сама Алина Александровна одна из немногих директоров  школ района,  прошедших четыре этапа курсов  «Цифровая трансформация школы» при  РАНХи ГС, которые, по её мнению, основательно трансформировали её профессиональное мировоззрение.  Несмотря на реальные сложности  внедрения цифровизации в школе, о которых говорят все,  команда  Алины  Александровны смотрит в будущее с оптимизмом.  Педагоги, оценив  результативность своей школьной образовательной платформы «Знание», с которой работали на карантине, нашли множество  преимуществ её использования.  Весной работать на ней можно было только оф-лайн.  Педагоги загружали материал уроков и дополнительных заданий (это и конспекты уроков, и видео, и ссылки на различные ресурсы), определяли сроки сдачи  работ для каждого класса, чтобы не погибнуть под неуправляемой лавиной письменных ответов; ребята учились самостоятельно распределять свой режим дня: определять, какие уроки сделать вначале, которые потом, когда можно гулять или заниматься спортом, когда назначать  дистанционное занятие с репетитором; их родители, также зарегистрировавшись на платформе, получали полный доступ к материалам уроков, журналам, имели возможность связаться с  учителем-предметником или классным руководителем.  Безусловно, многие учителя использовали возможность на других платформах работать он-лайн.

С точки зрения директора ГБОУ школы №315, цифровизация позволяет более гибко планировать образовательный процесс, а в перспективе выстраивать совсем другие отношения  между педагогами и детьми, педагогами и родителями,  родителями и детьми. 

Но пока  у административной команды существует и ряд вопросов. Как сделать, чтобы учитель перестал быть единственным звеном в образовательной цепочке, от которого  зависит  качество  образования? Как сделать, чтобы и дети, и их родители поняли, что научить можно только  того, кто хочет и может учиться и  формирование этого желания зависит не только от школы, но и от семьи?  Как переориентировать  родителей на реальный уровень знаний, а не на отметку? Как сделать, чтобы многочисленные мониторинги по оценке качества знаний  были  не приговором  школе или учителю, а поводом принятия адекватных управленческих и методических решений?  Этих вопросов очень много. Вряд ли замученный педагог, имеющий 27 часов и классное руководство, может творчески и с полной отдачей осваивать  цифровое пространство.  Но эти вопросы к тем людям, которые принимают управленческие решения в  правительстве и министерстве.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В постановлении Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. №2040 “О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды” говорится, что с 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г.  будет проведён эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.

Расширенные возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать   в 14 регионах страны (Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область — Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ), которые выразили желание принять участие в этой работе и уже начали подготовку к ней.

Что получат школы, дети и педагоги благодаря цифровой образовательной среде:

  1. Доступ к высокоскоростному интернету.
  2. Доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний.
  3. Цифровые решения, позволяющие ребенку, не имеющему возможности посещать школу из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с классом и учителем во время урока.
  4. Интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС.
  5. Возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий.
  6. Автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от бумажной работы.

В частности,  будут созданы информационно-коммуникационные образовательные платформы на базе наиболее популярных российских соцсетей, также будут использоваться информационные ресурсы открытой информационно-образовательной среды “Российская электронная школа”.