Ласукова Н. А., учитель английского языка ГБОУ № 604
– Как же я устала! – в очередной раз жаловалась я маме по телефону, – работа занимает все мои мысли и забирает все силы.
– Ну, может быть, тебе всё-таки найти другую работу? – сотый раз советовала мама, – поспокойнее, и чтобы выходные дни можно было семье посвятить, а не думать о бесконечных тетрадях и уроках.
– Нет уж! – подумала я, – сначала надо в 8-ом «N» порядок навести.
Такое мрачное настроение длилось у меня уже несколько месяцев, с самого начала учебного года, когда в списке 8 «N» класса я обнаружила фамилию нового учащегося, часто произносимую на педсоветах в негативном контексте и находящуюся в списке группы риска. На первом же уроке стало понятно, что среди моих учеников появился настоящий бунтарь с непростой судьбой и огромными претензиями ко всему взрослому населению нашей планеты. В 8-м классе он оказался уже третий раз и даже не был заинтересован преодолеть этот рубеж. Мой предмет, английский язык, он игнорировал полностью за исключением нескольких широко известных непристойных фраз. Естественно, выглядел В.. взрослее ребят своего нового класса, о жизни знал больше и был совсем не против поделиться своим жизненным опытом со всеми желающими. В. демонстрировал отвратительное поведение и, особенно, манеру разговора с учителями, которых считал первостепенными врагами.
Общение с новым учеником вызвало у меня стойкое нервное напряжение на всю первую четверть. Мои уроки в 8«N» больше не доставляли мне радости, качество знаний заметно снизилось. Как оказалось, в этом классе уже были потенциальные бунтари, которые быстро назначили новенького своим главарем, и о продуктивных, качественных уроках можно было забыть.
– Что-то надо со всем этим делать… – размышляла я после разговора с мамой, не сомневающейся в моей верности профессии.
В нашем учебном заведении не принято использовать собственные гаджеты на уроках. Это правило принимают и следуют ему большинство моих учеников, но только не В. Весь сентябрь он пытался меня убедить позволить ему пользоваться своим гаджетом на уроке, приводя убедительные доводы.
– Я буду молча проходить уровни своей игры в телефоне, не буду мешать вам проводить уроки и отвлекать этих «ботанов», – пытался добиться своего мой новый ученик.
Именно эта просьба и заставила меня задуматься о внедрении какой-нибудь захватывающей ролевой игры в учебный процесс. Я заинтересовалась образовательной ролевой онлайн-игрой Classcraft, в которую ученики и учитель играют на уроке и дома. Используя принципы современных игр, она даёт ученикам возможность повышать свой уровень, работать в команде, зарабатывать способности (ХР от англ. Experience Points), чтобы приобретать привилегии и совершенствовать свою индивидуальность. Изучив демоверсию онлайн-игры, я интегрировала её принципы в реальную ролевую игру на весь учебный год.
Я разделила класс на команды по пять человек и настроила на долгое сотрудничество. Затем объяснила, что от совместных действий выгоду получает вся команда и все участники должны принимать во внимание нужды других игроков, прежде чем действовать самим. Как и в онлайн-игре, я предложила три категории игроков: воины, маги и лекари. Совместно с учащимися мы разработали правила начисления ХР, их стоимость в баллах и заверили данное соглашение своими подписями. Мы создали таблицу, позволяющую моментально фиксировать все заработанные ХР, отслеживать свой уровень и наслаждаться приобретёнными привилегиями, среди которых были освобождение от домашнего задания на неделю, зачёт по пройденной теме «автоматом», разрешение задать три вопроса во время контрольной работы и использование онлайн-переводчика при работе с текстом. Воины следили за порядком на уроке и перемене, поторапливали опаздывающих, разрешали конфликты и выбирали место дислокации своей группы на каждом уроке. Маги обладали суперспособностями. Пользуясь своей прекрасной памятью и высоким уровнем интеллекта, они участвовали в блиц-опросе в начале урока, принося своей команде феноменально большое количество ХР. Лекари могли реанимировать игрока своей команды, потерявшего все свои ХР, за счет свих собственных и не дать возможности ему выбыть из игры.
Увлеклись мы все не на шутку этой реальной виртуальностью. В. был воином. Он теперь сам следил за тем, чтобы никто не использовал гаджеты, если только это не являлось заработанной привилегией, иногда используя широко известные непристойные английские выражения.