Орлова М.К., учитель начальных классов ГБОУ школы № 409
Все мы знаем, что в школах уже достаточно давно (с 2012 года) преподаётся курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), в школьную программу он был введён по поручению Президента Российской Федерации. Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Давайте разберёмся, какие есть положительные и отрицательные моменты в преподавании данного курса. Как говорится, рассмотрим обе стороны медали.
Начнём с положительных моментов. Несомненно, все обратят внимание, что каждому ребёнку и каждой семье найдётся своё направление в изучении данного предмета, так как всем предоставляется выбор модуля для изучения:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Во время изучения курса дети узнают о наличии разных религиозных учений, их различиях. У школьников формируется критическое мышление в вопросах нравственности, они учатся осмысливать свои поступки не только с позиции собственной выгоды, но и с точки зрения моральных норм. На уроках затрагиваются темы, которые во многих семьях игнорируются. Новый предмет расширяет кругозор школьников. Большинство тем, представленных в курсе ОРКСЭ, не рассматривается на других предметах из-за нехватки времени, а на уроках основ религиозных культур и светской этики учащиеся могут порассуждать на предложенные темы, высказать свою точку зрения, доказать её, аргументировать свою позицию.
Что касается учителя, то курс освобождает его от излишней назидательности, от проверки огромных стопок работ, выставления отметок. Таким образом, предмет развивает у детей самостоятельность, ответственность, учит оценивать себя объективно, снимает боязнь неправильного ответа и, как следствие, получения плохой отметки. Уроки ОРКСЭ пробуждают искренность, активность в обсуждении проблемных вопросов и тем.
Курс ОРКСЭ не предусматривает обязательного домашнего задания, то есть дети я не перегружены в этом плане и у учителя есть и возможность предложить ребёнку творческое домашнее задание.
С этой позиции всё выглядит замечательно: домашних заданий нет, отметок тоже, есть выбор модуля, развиваются такие качества, как самостоятельность, активность мышления, расширение кругозора, патриотизм, анализ поступков.
Но как выглядит обратная сторона медали?
Во-первых, нехватка педагогов по данному предмету и недостаточная подготовка имеющихся в наличии преподавателей. Не все учителя могут преподаватель курс ОРКСЭ, а только те, кто окончил специальные курсы. Не все решаются на данный шаг, не у всех есть время и возможность для этого. Поэтому возникает неуверенность в собственных знаниях этого предмета.
Во-вторых, для ОРКСЭ отобрали учебные часы у одного из основных предметов в 4 классе – «Литературное чтение». Современные дети неохотно и мало читают, поэтому забирать один час чтения и выделять его на курс ОРКСЭ кажется не очень разумным.
В-третьих, отрицательное отношение большинства родителей (порядка 74%) к новому курсу.
Но даже при этих недостатках, стоит отметить, что данный курс, где красной линией через все модули проведено золотое правило нравственности, важен. Это необходимость настоящего времени.