Воспитание нравственности в семье

Наумышева Н. П.,преподаватель ОРКСЭ ГБОУ школа № 511
Ливанова А. К., преподаватель ОРКСЭ ГБОУ школа № 511

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

В.А. Сухомлинский отмечает, что «…воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что «моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения». Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт,  пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница  дозволяемого совестью.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей,  выпавших нашему времени, очень тяжёл. Конец второго  тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия, которое сказывается  на  физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, трудноискоренимая наркомания. Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети…  Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже практически сформирован как личность.

Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?

Воспитание должно быть полным. Нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти всегда влечет за собой негативные последствия. К чему, например, приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства?

Воспитание должно быть гармоничным.  Гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни, которая заключается в постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.

Воспитание должно быть сообразно с личными способностями воспитанника. Педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития детей, применяться к обстоятельствам места и времени.

Воспитание должно быть непрерывным и постоянным. Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, — постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный целожизненный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».

Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом. Это требование относится как к телесному (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается.

Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем. Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер.

Воспитание должно быть постепенным и основательным.  Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая её, а помогая ей. Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются  как можно  раньше сформировать ребёнка как в умственном, так и в нравственном отношении. Это вредно. Конечно, в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет, однако, следует избегать  преждевременного  напряжения.  В противном случае это не только затрудняет тело в развитии, но и причиняет вред духу.

Воспитание должно быть строгим. По мысли святителя Филарета, воспитание должно быть строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, а  обыкновенном (обычном) и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».

Вывод

Важно понимать, что православное воспитание – это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя следование нравственным традициям, почитание родителей и безграничную любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей школьного возраста должно быть ненавязчивым, ребёнку достаточно видеть родительский пример.