Лебедева Г.В., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.
В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.
Пальчиковые игры проводятся тремя способами:
- Взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит.
- Взрослый выполняет движения руками ребенка.
- Ребенок выполняет движения своими руками.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа: упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа: упражнения для пальцев условно статические
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа: упражнения для пальцев динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
При проведении пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать по возможности все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, за точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в данной группе упражнений и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Продолжительность пальчиковой гимнастики не должна быть больше 7-10 минут.
В своей работе я использую принцип дидактики: от простого – к сложному, количество и степень сложности планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Тексты упражнений легко ложатся на слух ребенка и настраивают на игру. В процессе занятий дети запоминают движения и слова. Тем самым я повышаю уровень речевого развития детей.
Литература:
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
- Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990. №8. С.62-65.
- Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. 2006. №10
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2006. — 60 с.