Су-Джок терапия для развития речи детей

Чудаева А. Ю., ГБДОУ детский сад № 43

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев,
от них, образно говоря, 
 идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли…
В.А. Сухомлинский

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

При планировании своей работы с детьми группы компенсирующей направленности, мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Игры и упражнения, которые мы хотим вам представить, логопед и воспитатели могут использовать как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия – последнее достижение восточной медицины, разработанное южнокорейским профессором Пак Чже Ву.

Метод Су-Джок терапии для развития речи детей применяется практически во всех детских учреждениях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют.

Су-Джок стимулятор-массажёр представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной металлической проволоки и очень хорошо растягиваются.  Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом во всем теле появляются приятные покалывающие ощущения.

Цели Су-Джок терапии:

  • развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр;
  • укрепление здоровья ребенка;
  • коррекция речевых нарушений у детей;
  • создание комфортных условий для ребенка;
  • повышение интереса и мотивации к занятиям.

Задачи Су-Джок терапии:

  • воздействие на активные точки организма;
  • стимулирование речевых зон коры головного мозга;
  • формирование произвольных, координированных движений пальцев рук;
  • развитие зрительно-моторных координаций.

Внедрение Су-Джок терапии ведётся следующим образом:

  • знакомство педагогов с методом Су-джок, обучение коллег приёмам работы по его использованию;
  • работа с детьми: организация деятельности на групповых и индивидуальных занятиях, в повседневной жизни;
  • работа с родителями: практикум по использованию Су-джок терапии, открытые занятия с детьми.
  • создание развивающей среды: приобретение массажных шариков, составление картотеки игр, упражнений, художественного слова.

Используя элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы:

1. Словесные методы

 Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Это могут быть потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки. Упражнение «Один-много»: воспитатель катит «чудо-шарик» по столу к ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Примеры:

– Пальчиковая игра с массажным шариком

(Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по ладони, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.

Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков

 Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, или катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука.

2. Наглядные методы

В индивидуальной работе используем схемы, видеоматериалы, иллюстрации.

3. Игровые методы

Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения, взаимодействие со сказочным персонажем. Упражнения, направленные на развитие в пространстве и времени (дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо).

– Пример пальчиковой гимнастики с массажными кольцами

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Практические методы

Это не только массаж кистей и пальцев. Есть и другое применение массажным шарикам. Их можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия. Например, используя игру «Сделай разноцветные шарики и назови их» (сине-красный, жёлто-зелёный) или дидактическую игру «Разложи шарики по цвету».

Для удобства работы с Су-Джок шарами мы изготовили картотеку.

Су-Джок терапия для развития речи детей активно используется в нашей работе. Дети с удовольствием выполняю упражнения с «волшебными шариками».