Тимофеева О.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Игра – главный вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре личность ребенка полностью вовлекается в данный процесс: его воля, чувства, эмоции, познавательные процессы, потребности, интересы. В итоге происходят позитивные изменения личности ребенка.
Сюжетно-ролевая игра – это изначальное сознательное взаимодействие ребенка с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта, творца, это способ его самореализации и самовыражения.
В нашей группе в сюжетно-ролевых играх мы позволяем быть ребенку таким, каким ему хочется быть, он – участник интересных и завораживающих событий.
Мы даём возможность нашим воспитанникам взять за основу сюжетно-ролевой игры ситуацию, придуманную самим ребенком, основная часть которой заключается в том, что ребенок примеряет на себя разнообразные роли взрослого и выполняет разные по характеру игровые действия.
Мы наблюдаем, что выбор роли ребенком определяется не только личными интересами, но и современными веяниями детской игровой деятельности.
Также мы уделяем много внимания сюжетно-ролевым играм отдельно для девочек и мальчиков. Активность мальчиков и девочек в играх проявляется по-разному. Девочки – чаще воспроизводители, а мальчики – созидатели; девочки чаще включают изобразительную деятельность в создание игровой обстановки, а мальчики – продуктивную деятельность. В совместной игре мальчики и девочки переплетают разные сюжетные линии, используют смену роли для развития дальнейшего сюжета.
В нашей группе особенно актуальна проблема сюжетно-ролевой игры и ее организации в семье. Мы отмечаем, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения – она занимает все меньше места в жизни дошкольника, вытесняется другими видами деятельности: просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др. – что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым. Играя, мы общаемся с детьми на их территории, по их правилам. Игра учит нас говорить с ребенком на его языке, преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию, раскрывать в себе детские черты, открывать для себя давно забытый способ обучения через эмоциональное чувствование, переживание.
С помощью чего можно определить мировосприятие ребенка, его отношение к родителям и близким, а также воспитывать и обучать его? Ответ один – с помощью сюжетно-ролевой игры.
Мы видим, что ребенок создает игру на основе эпизодов из жизни и собственной фантазии. В игре ребенок готовит себя к самым разным ситуациям, которые вскоре появятся в период школьной жизни, а впоследствии, может быть, и послужат выбором будущей профессии.
Взрослые, играйте с детьми!