Полякова О.Н., кандидат биологических наук, учитель биологии ГБОУ СОШ № 292
с углублённым изучением математики Фрунзенского района СПб
Антонова И.Б., мастер по вязанию крючком, волонтёр
Все педагоги понимают, что творческий аспект является важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса. Это тезис и был взят за основу при разработке подходов к содержанию и методике проведения занятий дополнительного образования в нашей школе и в частности, к реализации такого необычного познавательно-творческого проекта, как проект «Этюды о Японии».
Обучение в рамках нашего проекта проходит в легкой позитивной атмосфере, а достаточно сложный материал подаётся опосредованно в игровой форме, позволяющей познакомить ребят с традициями и историей Японии.Игровая часть занятия предшествует творческому заданию и способствует раскрытию индивидуального творческого потенциала школьников.
Цель проекта – знакомство учеников школы с культурой и традициями Японии через творческую деятельность, выявление связей японской и российской культур. Организаторы проекта исходят из того, что познание самобытной культуры Японии сквозь призму декоративно-прикладного и художественного творчества не только станет для школьников активным способом познания мира, но и позволит лучше понять и оценить культурные сокровища России.
Первое занятие состоялось 10 октября 2020 года.На этом этапе мы решили познакомить учащихся с некоторыми героями японской мифологии. Японская мифология – это значительная культурная составляющая жизни всего японского общества. Поэтому первый этюд проекта посвящён популярному в наши дни персонажу АМАБИЭ (яп. アマビエ) -это ёкай, который отличается добрым отношением к людям и помогает противостоять эпидемии.
Распространение коронавирусной инфекции возродило образ Амабиэ и вновь сделало его невероятно популярным не только в Японии, но и за пределами страны. Спустя почти 200 лет вспомнили пророчества Амабиэ и его рекомендации по борьбе с распространением эпидемий. Существует поверье, что если нарисовать Амабиэ и показать рисунок людям, то болезнь обойдёт вас стороной.
Изображение Амабиэ массово стало появляться в социальных сетях в марте 2020 г и вскоре вышло далеко за их пределы.Где только не встретишь сегодня в Японии изображение этого забавного существа! Нет предела творческой фантазии людей. Амабиэ лепят, рисуют, пекут, вырезают из разных материалов, вяжут крючком…И это здорово! Ведь создавая всё новые и новые образы доброго волшебного существа, удаётся легче и с юмором пережить сложную ситуацию, в которой мы все оказались.
На первой встрече для старшеклассников Полякова О.Н. провела лекцию-презентацию и показ коллекции вязаных фигурок Амабиэ, выполненных Антоновой И.Б., ученики нарисовали ёкая и сплели его фигурку из ниток. Ребята, владеющие техникой вязания крючком, получили подробные инструкции и схемы по созданию вязаной фигурки Амабиэ. Встреча завершилась разговором о персонажах славянской мифологии и русских былин и сказок, связанных с водной стихией.
Оказалось, что сама работа с цветными нитками при создании образа волшебного существа позволила ученикам снять эмоциональное напряжение, которое они испытывают в школе в течение дня. Для кого-то из них плетение было непривычным занятием, и в процессе работы они получили новые полезные навыки, например, навык завязывания узлов разными способами. Сравнение волшебных водных существ России и Японии позволило заинтересовать школьников особенностями быта Японии, мотивировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации, к выяснению причин появления русских “водяных”.
В современных условиях пандемии коронавируса мы были вынуждены сократить нашу программу. Первоначально предполагалось, что ученики 10 класса после этой встречи подготовят и проведут беседу и мастер-классы для учеников начальной школы. Мы обязательно осуществим это в дальнейшем.
А пока занятия по оригами для учеников младших классов проведёт их учитель.
Также предполагалось, что в проекте смогут принять участие ученики других школ – это обязательно состоится в будущем. А пока мы решили не отменять запланированный конкурс поделок учеников младшей школы, отражающих образ Амабиэ, но пройдёт он в виртуальном режиме.
В конкурсе могут принять участие ученики 1-4 классов других школ.Для этого надо создать фигурку Амабиэ в любой технике. Главное – эта фигурка должна быть оригинальной и выполненной самостоятельно. Фото автора с его творением и основными данными надо отправить на указанный электронный адрес. Авторы лучших работ получат приглашение на следующие мероприятия проекта. Конкурс продлится до середины декабря 2020 года.
В декабре будет осуществлён второй этюд проекта. Он будет посвящён традиционной японской новогодней открытке. Сейчас идёт работа по подготовке этюдов на 2021 год.
Контактная информация: Антонова Ирина Борисовна
nihonnoechudo@mail.ru