Кушнир Е. В., учитель биологии ГБОУ СОШ № 297
Межрегиональная конференция с международным участием
2-3 ноября в Санкт-Петербурге Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Институт общего образования и Кафедра естественно-научного образования АППО провели в дистанционном формате межрегиональную конференцию по итогам работы по ФГОС. Данное мероприятие планировалось в рамках ПМПФ, однако из-за сложившихся обстоятельств весной оно было отменено. Но современные технологии позволили всем заинтересованным лицам принять участие в удаленном формате. 2 ноября было проведено общее пленарное заседание, после него начали работу предметные секции по биологии, химии, географии, а 3 ноября прошла работа секции по физике.
Модераторами данного мероприятия были ведущие специалисты кафедры ЕНО АППО СПб.
Среди приглашенных участников были представители Республики Эстония, которые представили свой опыт работы школ в он-лайн и оф-лайн формате. Презентовала эту работу Шершун Светлана, директор Международного образовательного центра ITC Professional Development.
Естественно, меня как учителя биологии заинтересовали выступления моих коллег, которые представили опыт своей работы по выполнению ФГОС ООО. Оценку достижения планируемых результатов ФГОС на основе анализа результатов выполнения учащимися заданий КИМ ГИА провела Павлова Галина Алексеевна, к.п.н., доцент кафедры естественно-научного образования СПб АППО, а с оценкой достижения планируемых результатов ФГОС на основе анализа результатов выполнения ВПР по биологии выступила Левашко Елена Викторовна, к.б.н., доцент кафедры естественно-научного образования СПб АППО.
Очень интересными были выступления коллег, рассказывающих об опыте использования смыслового чтения на уроке, о возможности работы с таблицами при изучении различных разделов биологии, о разнообразных возможностях информационных технологий и др.
Тема моего выступления на данной конференции – «Итоговый индивидуальный проект ученика по учебному предмету «Биология» как средство реализации целевых установок ФГОС ООО». Мною был представлен опыт работы над проектами выпускников 9 классов нашей школы по предмету биология. Акцент был сделан на организации подготовки к выполнению работ (даны ссылки на нормативные документы, локальные акты, разработанные в школе и план индивидуальной работы учащихся и преподавателя над выпускной работой). Также важно было привлечь внимание коллег к трудностям, с которыми мы столкнулись при реализации данного вида деятельности. Это отсутствие достаточной материально-технической базы для выполнения практической части, высокие материальные затраты и небезопасность проведения эксперимента, который хотели выполнить ученики, слишком «широкие» темы, которые невозможно было полностью раскрыть в ходе работы. В докладе были представлены варианты коррекционной работы с этими сложностями. Например, замена сложного эксперимента на более простой, но не менее эффективный, поиск средств для проведения доступных исследований, использование социальных опросов в качестве практической части работы. В итоге все учащиеся хорошо справились с данным видом деятельности, показав высокий уровень достижения метапредметных результатов образовательной программы.
Учащиеся не только показали достойные знания по предмету, но и повысили уровень самостоятельности при выборе темы и работы над ней, совершенствовали технику публичных выступлений, смогли умело отстаивать свои позиции и представить опыт своей деятельности. И, конечно, следует отметить высокий уровень подготовки итогового продукта, который не только показал личную заинтересованность ученика, но и мог быть использован всеми участниками образовательного процесса.