Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти младших школьников с ОВЗ

Гуревич Е. Б., учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната № 67

Многим современным детям, а учащимся с ОВЗ в особенности, сложно воспринимать информацию на слух. А как усваивать новый материал, писать диктант и  просто не «выпадать» из учебного процесса? Я предлагаю тренировать слуховое внимание и слухоречевую память с помощью специальных авторских игр.

На своём опыте я убедилась в ряде преимуществ  предлагаемых игровых приёмов. Во-первых, подачу материала можно усложнять или упрощать в зависимости от степени готовности ребёнка, во-вторых, слуховое внимание здесь выступает не самоцелью, а условием участия в весёлой игре, т.е. повышается практическая мотивация. Кроме того мы знакомимся с поэзией «изнутри», развиваем чувство рифмы и ритма, на которых основано подавляющее большинство не только учебных, но и жизненных процессов, учимся сочинять стихи.

Если я провожу игру с группой детей, то  в конце занятия мы часто разыгрываем маленькую сценку. Я  раздаю ученикам «роли» – перечисляемые объекты, в  ходе постановки каждый участник выразительно, с использованием жестов и мимики называет свой объект в нужном месте стихотворения.  Получается так называемое «Живое стихотворение». А ещё мы любим  стихотворения с перечислением. Что же это такое?

Взрослый читает стихотворение, в котором перечисляется ряд предметов, признаков или действий, затем перед ребёнком раскладываются карточки с изображением предметов, которые упоминались в стихотворении, и несколько лишних. Ученику необходимо выбрать карточки только с теми предметами, которые были названы в поэтическом тексте.

Усложнение 1. Количество лишних картинок может быть увеличено.

Усложнение 2. Учащимся предлагаются не изображения, а карточки с названиями предметов.

Усложнение 3. Учащимся предлагается без зрительной опоры на изображения или названия вспомнить все перечисленные предметы.

Примеры стихотворений.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу, ох!

Карточки: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла, репа, баклажан, лук, кабачок, укроп, перец, фасоль и т.п.

Примерный лексический материал: «Где обедал воробей», «Дама сдавала в багаж», «Жила-была муха-чистюха», «Мы делили апельсин», «Семь ночей и дней в неделе» и т.п.

Лексическая игра «Вы ошиблись»

Обычно я читаю стихотворение несколько раз, первый раз правильно и обращаю внимание на то, что это образец – оригинал. При следующем прочтении меняю отдельные слова или строчки с соблюдением рифмы и ритмического рисунка так, чтобы было не явно заметно – ребёнок должен обнаружить «ошибку». Ученикам нравится «подлавливать» учителя, они очень стараются вслушаться. Можно использовать и соревновательный момент –  кто заметит ошибку первым.

Иногда читаю отрывок, предъявляя одну заменённую строку, иногда – сразу весь текст.

Вариантом усложнения и дополнительной мотивации может служить собственное сочинение учениками вариантов «ошибок».

Примерный авторский лексический материал  на примере  стихотворения Алексея Плещеева «Осень»:

Осень наступила,                             (Лето наступило)                     
Высохли цветы,                                (Расцвели цветы)
И глядят уныло                                 (И глядят так мило)
Голые кусты.                                         (Яркие кусты)

Туча небо кроет,                                (Туча землю кроет)
Солнце не блестит,                           (Солнце не горит)
Ветер в поле воет,                             (Волки в поле воют)
Дождик моросит.                              (Дождик нам грозит)

Зашумели воды                                (Зажурчали воды)
Быстрого ручья,                                (Звонкого ручья)
Птички улетели                                 (Рыбки улетели)
В теплые края.                                   (В жаркие края)

На материале стихотворения Владимира Орлова «Ромашки»:

Оригинал

Эй, ромашки, дайте мне ответ,         
Вы откуда, если не секрет?                
«Не секрет, – ответили ромашки.
Нас носило солнышко в кармашке»!

Варианты «ошибок»

Эй, букашки, дайте мне ответ,
Вы откуда, если не секрет?                
«Не секрет, – ответили ромашки.
Нас носило солнышко в кармашке»!

Эй, ромашки, сколько же вам лет?
Вы откуда, если не секрет?                
«Не секрет, – ответили ромашки.
Нас носило солнышко в кармашке»!

Эй, ромашки, дайте мне ответ,
Вы откуда, если не секрет?                
«Не секрет, – ответили ромашки.
Нас носила девочка в кармашке»!

Эй, ромашки, дайте мне ответ,
Вы откуда, если не секрет?                
«Не секрет, – ответили ромашки.
Нас носило солнышко в рубашке»!

Эй, ромашки, дайте мне ответ,
Что вы ели нынче на обед? 
«Не секрет, – ответили ромашки.
На обед мы съели ложку кашки».

А вот шуточный вариант, который мы сочинили с одной начинающей «поэтессой» на основе стихотворения Б. Заходера «Жил на свете пёс собачий».

Оригинал

Жил на свете пёс собачий,
У него был нос горячий,
Хвост собачий, рост собачий,
Нюх собачий, слух собачий,
И характер был собачий –
То есть чуточку горячий…

А это наше вольное переложение:

Жил на свете пёс собачий,
Пил он чай всегда горячий.
А ещё решал задачи,
Лёжа в гамаке на даче,
И смотрел все передачи,
Те, что были на собачьем.

Творчества вам и вдохновения!