Розова Ю.Е., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8
3 ноября 2020 года мною был проведён вебинар на тему «Организация логопедической работы по профилактике и преодолению дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания: авторский подход» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф» — онлайн-институт коррекционной педагогики.
Дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако, практическая и научная актуальность её изучения не снижается. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. В настоящее время у 65-70 % детей в начале обучения в школе обнаруживаются затруднения при обучении письму. Часто учащиеся неплохо справляются с математикой, окружающим миром и другими предметами, но испытывают большие трудности при изучении русского языка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Одна из распространенных форм дисграфии – дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания. Для дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания характерны ошибки в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных.
Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи. В процессе письма для правильного различения и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смысло-различительными; дифференциация звуков, выбор фонем осуществляются на основе следовой деятельности, слуховых образов, по представлению. Вследствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего являются замены букв на письме. Актуальность проблемы формирования навыков фонетического анализа и синтеза у учащихся 1-4 классов обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
На вебинаре были освещены следующие вопросы:
- Специфика логопедической работы по преодолению дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
- Теоретические основы изучения дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у школьников.
- Анализ фрагментов письменных работ учащихся 1-4 классов, имеющих данный вид дисграфии.
- Авторские диагностические методики обследования речевого развития учащихся 1-4 классов.
- Варианты диагностических работ «Дифференциация гласных I-II ряда», «Дифференциация согласных».
- Методические рекомендации по устранению на основе нарушений фонемного распознавания. – Содержание этапов логопедической работы по преодолению данного вида дисграфии у младших школьников.
- Программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у младших школьников».
- Методические разработки логопедических занятий по профилактике и коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (конспекты занятий, практические задания).
- Представление авторских учебно-методических пособий по теме вебинара.
Вебинар был адресован практикующим логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам, педагогам и родителям учеников начальных классов, студентам педагогических вузов. Использование в работе методических и практических материалов данного вебинара позволит педагогу провести эффективную пропедевтическую и коррекционную работу, поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка. Некоторые задания из методических рекомендаций могут быть использованы родителями для работы с ребенком в домашних условиях.