Предметные недели как способ повышения мотивации

Ермашова О. Н.,учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 606

Предметные недели словесности в школе – это уникальные мероприятия, которые направлены на развитие языковой культуры учащихся, на расширение словарного запаса, на формирование устной и письменной речи, а также популяризацию литературы. Они позволяют познакомиться с различными произведениями, авторами, жанрами и эпохами. Это помогает формировать личностное отношение к миру слова, повышает культурный уровень школьников, расширяет их мировоззрение.

Неделя русского языка и литературы – прекрасный повод организовать различные мероприятия, которые дают возможность учащимся эффективнее изучать и ценить русский язык и литературу.

Следует помнить, что при проведении мероприятий необходимо учитывать возрастные особенности детей. Для достижения максимальной эффективности такие формы, как игры, театрализованные представления, викторины целесообразно проводить с обучающимися начальной школы. Старшеклассники готовы к конференциям, исследовательской деятельности, круглым столам, литературным гостиным.

В 2023-2024 учебном году в ГБОУ школе 606 Пушкинского района прошла неделя словесности, опытом проведения которой хотелось бы поделиться.

Театрализованные представления: ученики могут поставить сценки или спектакли по произведениям русских писателей. С организацией и проведением способны справиться учащиеся любой возрастной категории, особенно интересно, если зрителями становятся ученики начальной школы.

Важно, что подобные мероприятия направлены на формирование личностных и коммуникативных компетенций учащихся: умению взаимодействовать с окружающими, осознавать свою роль в обществе, принимать решения, быть готовыми контролировать речевое поведение и пр.

Литературная гостиная: организация выставки книг, биографий писателей, афиш спектаклей по произведениям русских классиков. Литературно-музыкальная гостиная – это связь литературы (декламация стихов, отрывков из произведений русских писателей), музыки (исполнение на рояле, гитаре, скрипке), истории (знание особенностей исторической эпохи) и пр.

Такая форма проведения мероприятий направлена на развитие межпредметных связей – одного из требований для повышения качества образования. Такие формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют развитию логики, анализа, синтеза. Межпредметные связи формируют мышление и устойчивый интерес не просто к отдельному учебному предмету, а к процессу познания в целом.

Мероприятия вне школы: всегда есть возможность посетить литературные музеи, библиотеки или театры, чтобы погрузить учащихся в атмосферу русской литературы. Огромную помощь нашей школе оказывает библиотека «Ласточка» (руководитель Т.В. Рухлова), где проводятся лекции, семинары, беседы.

Подобные мероприятия способствуют формированию таких качеств, как умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, вычленять важную информацию, выстраивать логические связи.

Создание стенгазет: всем известны отечественные поэты и писатели, но имена русских и советских языковедов зачастую остаются неизвестными. При оформлении стенгазет особое внимание уделялось фактам научной биографии лингвистов. Работы классов вывешиваются для всеобщего обозрения. Через несколько дней проводится викторина на лучшего знатока.

Ребята учатся находить информацию из различных источников, самостоятельно создавать тексты публицистического стиля. Оформляя газеты, дети развивают творческие способности, учатся взаимодействовать в коллективе, предлагать свои идеи и принимать идеи одноклассников. 

Помимо достаточно традиционных, но прекрасно зарекомендовавших себя форм проведения недели словесности были использованы возможности нейросети. Посредством искусственного интеллекта были зашифрованы фразеологизмы. В онлайн-викторине приняли участие школьники всех возрастных категорий. 

Помимо данных мероприятий в рамках предметной недели словесности можно предложить следующее:

  • конкурсы чтецов – это могут быть отрывки из поэтических либо прозаических произведений;
  • литературные викторины – целесообразно проводить их с учащимися начальной школы, в качестве организаторов и ведущих привлекать старшеклассников;
  • конкурсы буриме, мастер-классы по написанию стихов или рассказов – детские поэты и писатели с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях;
  • круглые столы или научные конференции – обучающимся старших классов, несомненно, будет интересно узнать, например, о Нобелевских лауреатах – представителях русской и советской литературы.

Важным аспектом предметных недель словесности является повышение мотивации к изучению языка и литературы. Заинтересованные и вовлеченные в образовательный процесс ученики демонстрируют более высокие результаты в учебе и проявляют больший интерес к языку и литературе.

Таким образом, предметные недели словесности в школе играют важную роль в формировании языковой культуры учащихся, помогают им раскрыть свой творческий потенциал, погрузиться в мир литературы и слова, а также способствуют повышению образовательного уровня и культурного развития школьников.