Итоги реализации Программы развития системы образования Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2020-2024 годы по направления «Успех каждого ребенка»

Проект «Успешный дошколенок»

Аналитическая справка

В рамках реализации Программы развития системы образования Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2020-2024 годы (далее Программа) по направлению «Успех каждого ребёнка» была поставлена следующая цель: обеспечение равных возможностей в условиях дошкольной образовательной организации для получения качественного дошкольного образования и позитивной социализации детей дошкольного возраста, формирование представлений об элементарных естественно-научных и инженерно-технических направлениях деятельности человека, развитие духовно-нравственных ценностей.

Для достижения поставленной цели проект реализовывался  в 4-х направлениях:

Направление. Проект

Подпроекты

Участники рабочей группы

1.

Социокультурное направление.
Проект «Социокультурное наследие в детском саду»

«Моя страна»
«Мой город»
«Мой выбор»

ГБДОУ № 5, 23, 25, 46

2.

Естественно-научное направление.
Проект «Мир естественных наук глазами дошкольника»

«Юный естествоиспытатель»
«Юный путешественник»
«Юный ученый»

ГБДОУ № 1, 12, 15, 41, 45

3.

Инженерно-техническое направление.
Проект «Детский ТЕХНОМИР»

Подпроект «Как устроен этот мир?»
Подпроект «Мир интеллектуальных открытий»
Подпроект «Мои первые изобретения»

ГБДОУ № 10, 39, 43, 47

4.

Цифровая образовательная среда

«Цифровой детский сад»

ГБДОУ № 1, 17

Направления реализовывались в рамках федеральных проектов национального проекта «Образование»: «Цифровая образовательная среда», федерального проекта национального проекта «Демография».

Программа реализовывалась в 2020-2024 годы в три этапа:

I этап – проектировочный (2020 год): разработка и принятие документов, регламентирующих обсуждение и реализацию Программы, разработка Дорожной карты, согласование мероприятий, отработка модели мониторинга.

II этап – деятельностный (2021-2023 годы): повышение качества и обеспечения доступности современного образования в рамках комплексной модернизации и развития системы образования Пушкинского района, реализация разработанных проектов, внедрение отработанных инновационных проектов, мониторинг и корректировка.

III этап – аналитический (2024 год): анализ результатов, оценка эффективности, организация обсуждений по результатам реализации и прогнозирование до 2029 г.

В период реализации Программы рабочей группой в рамках плана, ежегодно предоставляемого в отдел образования администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга и ГБУ ИМЦ, проводились следующая работа:

  • методические мероприятия по плану программы развития и рабочей группы;
  • разработка итоговых продуктов;
  • наполнение веб-порталов;
  • размещение пресс-релизов на сайте ГБУ ИМЦ;
  • мониторинг планируемых результатов и индикаторов их достижения;
  • заседания рабочей группы.

На деятельностном этапе в дошкольных образовательных учреждениях проходила реализация проектов, апробация разработанных итоговых инновационных продуктов, мониторинг и корректировка работы, согласно планируемым результатам Программы развития.

В ходе аналитического этапа по данным мониторинга отмечается следующие данные:

  1. Востребованность реализации направлений проекта «Успешный дошколёнок» в дошкольных образовательных учреждениях района (при условии, что в некоторых садах выбрано несколько направлений):
  • Социокультурное направление – 52%
  • Естественно-научное направление – 30%
  • Инженерно-техническое направление – 10%
  • Цифровой детский сад – 8%

Социокультурное направление в Программе 2020-2024 является логическим продолжением подпроекта Программы развития 2016 – 2020 г. «Ростки добра», целью которого являлось создание функционирующей системы духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях района, построенной на ценностях традиционной духовной культуры России, отвечающей потребностям развития личности ребенка; формирование у детей нравственно- патриотических чувств и качеств с учетом историко-культурного своеобразия региона.
Высокий процент востребованности данного направления обусловлен наличием уже имеющегося опыта работы ДОО, разработанных методических материалов и подготовленных кадров. Востребованность инженерно-технического и цифрового направлений имеют невысокий процент, предположительно, в связи с особенностями материальной базы,  не позволяющей в полном объёме реализовать данные направления.

  1. В реализацию данных направлений работы вовлечено более 90% педагогов дошкольных образовательных учреждений, в том числе участвующих в мероприятиях, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах создания пространства детской реализации и обогащения профессионального опыта (очно и с использованием дистанционных технологий).
  2. 97% детских садов района приняли участие в мероприятиях, направленных на создание условий, обеспечивающих воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. Выполнили и превысили целевые ориентиры, заданные в Программе ГБДОУ № 5, 7, 9, 16, 20, 21, 22, 23, 25, 33, 34, 35, 40, 46, 47
  3. 85% детских садов района приняли участие в мероприятиях естественно-научной направленности. Выполнили и превысили целевые ориентиры, заданные в Программе ГБДОУ № 1, 7, 9, 12, 15, 16, 22, 33, 35, 41, 42, 45, ДО68
  4. 55% детских садов района приняли участие в методических мероприятиях по инженерно-техническому направлению. Выполнили и превысили целевые ориентиры, заданные в Программе ГБДОУ № 5, 10, 16, 32, 39, 43, 46, 47
  5. 55% детских садов района приняли участие в методических мероприятиях по направлению “Цифровой детский сад”. Выполнили и превысили целевые ориентиры, заданные в Программе ГБДОУ № 1, 5, 8, 10, 12, 17, 35, 36, 39, 43, 44, 45, 46,  47
  6. Доля воспитанников, вовлеченных в образовательные отношения в вопросах ранней профессиональной ориентации в рамках реализации образовательной программы ДОУ, а также в рамках организации дополнительного образования в условиях ДОУ, составляет 94% при целевом ориентире 90%.
  7. Доля воспитанников, вовлеченных в опытно-экспериментальную деятельность по эколого-биологическому направлению в рамках реализации образовательной программы ДОУ, а также в рамках организации дополнительного образования в условиях ДОУ, составляет 90%, что соответствует целевому ориентиру.
  8. Доля воспитанников, вовлеченных в инженерно-техническую, конструктивно-модельную деятельность и деятельность, направленную на развитие финансовой грамотности в рамках реализации образовательной программы ДОУ, а также в рамках организации дополнительного образования в условиях ДОУ составляет 90%, что соответствует целевому ориентиру.
  9. Во всех дошкольных образовательных учреждениях проводятся мероприятия (в т.ч. с использованием дистанционных технологий), направленные на создание условий для повышения компетентности родителей в области воспитания.

Рабочей группой в период работы по реализации Программы созданы итоговые продукты.

Итоговые продукты по социокультурному направлению:

  • Сборник учебно-методических материалов по реализации модели социокультурной образовательной среды с практическим наполнением из опыта работы педагогов ДОУ Пушкинского района Санкт-Петербурга. В создании приняли участие ДОУ № 5, 23, 25, 46. Продукт составлялся при кураторстве к.п.н., доцента кафедры социально-педагогического образования СПб АППО Шейко Н. Г.
  • Технологические карты «Планирование образовательной работы по социокультурному направлению работы в ДОО». Кроме участников рабочей группы в разработке планирования прияли участие ДОУ № 35, 36, 44.
  • Технологические карты РППС.
  • Диагностические материалы.

Итоговый продукт и методические материалы размещены на сайте ГБДОУ № 46 , а также на сайте ГБУ ИМЦ.

Итоговый продукт по естественно-научному направлению:

Банк электронных образовательных ресурсов по формированию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, включаюет в себя:

  • Методические рекомендации по планированию эколого-биологического воспитания и образования дошкольников (система планирования для разных возрастных групп – материал для ЭОР) по трем блокам подпрограммы «Мир естественных наук глазами дошкольника»:
    – Юный естествоиспытатель;
    – Юный путешественник;
    – Юный ученый.
  • Мониторинг (педагогическая диагностика по эколого-биологическому образованию дошкольников).
  • Алгоритм организации развивающей предметно-пространственной среды (технологические карты организации РППС).

Материалы размещены на сайте ГБДОУ № 41

Итоговый продукт по инженерно-техническому направлению:

Инновационный образовательный проект «Детский ТЕХНОМИР» способствует формированию предпосылок инженерно-технического мышления у воспитанников на уровне дошкольного образования (методическое пособие). Материалы размещены на информационном открытом портале ГБДОУ № 47 «Детский ТЕХНОМИР».

Итоговый продукт по направлению «Цифровой детский сад»: WEB-Портал «Цифровой детский сад».

Информация об итоговых продуктах представлена в пресс-релизах ИМЦ в марте 2022 г.

Востребованность итоговых продуктов детскими садами Пушкинского района:

  1. Сборник материалов по реализации модели социокультурной образовательной среды – 43 учреждения (41%);
  2. Банк электронных образовательных ресурсов по формированию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста – 25 учреждений (24%);
  3. Web-портал «Цифровой детский сад» – 21 учреждение (20%);
  4. Инновационный образовательный проект “Детский ТЕХНОМИР” – 15 учреждений (15%).

Таким образом, определённые в Программе цель, задачи, целевые ориентиры реализованы.

Обозначенные направления были актуальны и востребованы ДОУ, достигнуто новое качество дошкольного образования, связанного с успешной социализацией воспитанников, формированием духовно-нравственных ценностей, актуализацией основ естественно-научного образования и развитием инженерной мысли на первой ступени образования.

В качестве перспективных направлений для проектирования следующей Программы развития педагоги района выделяют следующие темы:

  1. Эффективные формы взаимодействия с семьёй.
  2. Нравственно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
  3. Детский сад – территория здоровья и успеха.
  4. Цифровизация образования.