О реализации программы развития системы образования Пушкинского района по направлению «Оценка качества образования»

Аналитическая справка

Цель: осмысление научно-методических основ оценки качества образования, выявление и восполнение профессиональных дефицитов педагогов и школьных администраторов, разработка системы комплексной вариативной оценки качества образования в общеобразовательных организациях различного уровня, совершенствование мониторинга качества образования и профессионального мастерства педагогов.

Рабочая группа ОО: ГБОУ школа 297, ГБОУ гимназия № 406, ГБОУ школа № 460, ГБОУ школа № 464, ГБОУ школа № 477, ГБОУ школа № 695

Повышение качества образования в образовательной организации реализовано в школах посредством разработки и внедрения системы комплексной оценки по следующим трем направлениям.

  1. Оценка качества образовательных результатов – определение уровня усвоения обучающимися предметных и метапредметных компетенций (деятельностная составляющая), способность к осмыслению и оцениванию возникших ситуаций (рефлексивная составляющая), творческие успехи обучающихся (личностная составляющая), а также определение проблем по совершенствованию образовательного процесса и путей их решения.
    С целью повышения объективности оценки разработаны тестовые задания на платформе ЦОР РЭШ. Использование данных ЦОР РЭШ способствует осуществлению комплексной оценки для определения проблем и направлений совершенствования образовательного процесса. Наряду с этим усовершенствована оценка проектной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
    Важными мероприятиями стали семинары и круглые столы на темы: «Подготовка школьников к выполнению тестовых заданий», «Функциональная грамотность учащихся как показатель качества современного образования», «Индивидуальный проект выпускника основной и средней школы с позиции оценки метапредметных результатов учащихся» и др.
  1. Оценка условий достижения качества образования
    В этом направлении оценка затрагивает:
  • управленческо-организационные меры (обеспеченность и стабильность педагогического коллектива, наличие УМК, материально-техническая оснащенность реализации образовательных программ);
  • индивидуализацию учебного плана;
  • комфортность образовательной среды;
  • использование здоровьесберегающих технологий.

Проведение мониторинга удовлетворенности родителей/законных представителей, общественности качеством образования позволяет осуществить внешнюю оценку условий образовательной организации по достижению качества образования.

  1. Оценка уровня кадрового потенциала образовательной организации. Повышение качества образования в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика. Ориентиром объективности оценки кадрового состава образовательной организации как условия повышения качества образования является профессиональный стандарт «Педагог». Важным фактором является системное повышении квалификации педагогических работников, их уровень квалификации, объём учебной нагрузки и пр.

Таким образом, оценка качества образования потребовала комплексного вариативного подхода с учетом современных тенденций развития образовательных систем в России и мире, что отразилось в конечных продуктах школ-участниц реализации программы развития системы образования Пушкинского района по направлению «Оценка качества образования».

В ГБОУ школа № 297 на основе имеющейся автоматической системы оценивания эффективности качества образования создана обновленная система оценивания эффективности усвоения образовательной программы и анализ динамики личностных результатов каждого учащегося с 1 по 11 класс. ГБОУ школа № 297 – лауреат районного конкурса инновационных продуктов 2023, 2024 гг. Образовательная платформа «Умка – вектор добра», модуль проекта «CBL-метод в экологическом воспитании школьников» стал призером городского конкурса «Школа устойчивого развития – 2023», школа – соорганизатор конференции ПМОФ – 2024.

В ГБОУ гимназия № 406 для реализации решений, обеспечивающих высокую эффективность деятельности организации по оценке качества образования, разработана матрица принятия управленческих решений. В качестве независимой оценки образовательных  достижений обучающихся используются возможности сетевых партнеров – 9 ведущих вузов Санкт-Петербурга. Разработана модель взаимодействия с образовательными организациями и предприятиями, усовершенствована оценка проектной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Опыт работы гимназии по данным направлениям представлен на районном, региональном и всероссийском уровнях, гимназия – соорганизатор ПМОФ 2022, 2023, 2024.

В ГБОУ школа № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга создана модель использования цифровых образовательных ресурсов «Российской электронной школы» (далее – ЦОР РЭШ) в формировании функциональной грамотности у обучающихся.

Данный ресурс предлагает возможность для разработки авторских тестов. Для облегчения создания диагностической тестовой работы на платформе РЭШ разработан пошаговый алгоритм для управленческой команды школы, для учителя и ученика.

В ГБОУ школа № 464 Пушкинского района Санкт-Петербурга разработано методическое пособие «Оценивание учебных проектов и исследований обучающихся» (Лауреат районного конкурса инновационных продуктов 2020 г.) Составлена программа внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем» для обучающихся 6-7 классов. Школа № 464 признана победителем районного конкурса инновационных продуктов Пушкинского района, 2021, 2023 гг.

В 2023 году ГБОУ школе № 464 присвоен статус региональной стажировочной площадки (Распоряжение Комитета по образованию № 1049-р от 11.08.2023 г.). Тема площадки «Методы и приемы формирования функциональной грамотности обучающихся». С 01.09.2023 года школа провела четыре сессии для учителей Пушкинского района и учителей города Санкт-Петербурга на базе АППО СПб им. К.Д. Ушинского.

В ГБОУ школа № 695 разработана методическая рекомендация в форме экспертного заключения по оценке проекта обучающегося, которое используется при оценке индивидуального проекта обучающегося в 9 классе.

Разработан и реализуется в течение 3-х лет итоговый мониторинг удовлетворённости качеством воспитательной работы в школе (анкета на основе Гугл-формы «Мониторинг удовлетворённости родителей/законных представителей/педагогов, общественности качеством образования»), материалы которого используются при отчёте воспитательной службы на итоговом педагогическом совете школы, при составлении плана воспитательной работы на следующий учебный год, являются частью аналитического материала в самоанализе директора и публичном отчёте.

В ГБОУ школа № 477 в рамках реализации программы по повышению квалификации была продолжена работа по реализации Программы корпоративного обучения педагогических работников с учетом выявленных дефицитов. Продолжилось сопровождение педагогического сообщества школы с помощью федеральной, региональной, районной и школьной системы мер.

Проведен анализ организационно-содержательных изменений в ходе реализации мероприятий по модели организации профессионального развития учителей в ГБОУ школе № 477. Усовершенствована карта оценки профессиональной компетенции учителя.

Методическое пособие, подготовленное участниками рабочей группы, включает:

  1. Теоретические аспекты оценки качества образования.
  2. Инструментарий оценки качества организации образовательного процесса (297, 406).
  3. Инструментарий оценки качества результатов образовательного процесса (464, 406, 695, 460).
  4. Инструментарий оценки качества условий (ресурсов) организации образовательного процесса (406, 477,460, 464).
  5. Оценка качества управления образовательной организацией (406).
  6. Матрица принятия управленческих решений (406).
  7. Опыт оценки качества образования в практике современной школы:
  • Управление качеством образовательного процесса: успешный опыт и инициативы на будущее (Н. А. Етчо, директор ГБОУ школа №695 «Радуга» Пушкинского района г. Санкт-Петербурга).
  • Управление содержанием и технологиями обучения на основе анализа результатов внешних оценочных процедур (И. А. Макаренко, заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга.)
  • Оценка эффективности и качества деятельности педагогов образовательного учреждения в контексте реализации образовательных стандартов (М. И. Койвунен, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга).
  • Профессиональное развитие педагога – необходимое условие повышения качества образования (Прошкина Е.В., директор, учитель истории, Волоковых А.А., кандидат исторически наук, методист ГБОУ школы № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга).
  • Инструментарий и технология оценки качества образования в творческих объединениях и эффективности деятельности педагогических работников ОДОД на основе метода педагогических измерений (Т.А. Михайлова, ГБОУ школа № 297).
  • Определение уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся на уровне ООО и СОО через оценку индивидуального итогового проекта: конструктивные подходы и управленческие механизмы (Ю.А. Тихомирова, канд.пед.н, заместитель директора по УВР, учитель биологии; Л.С. Святоха, заместитель директора по УВР, учитель биологии ГБОУ школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга).
  • Оценивание индивидуального проекта ученика школы через оценку сформированности УУД (Е.В. Архипова, учитель биологии ГБОУ школа-интернат № 1 имени К.К. Грота).
  • Формирование культуры исследователя на различных уровнях общего образования в урочной и неурочной деятельности (О.В. Шишигина, учитель географии и биологии, Ю.Д. Башкина, канд. психол. н., методист ГБОУ Гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга.)
  • 4К в реалиях школьной жизни: из опыта работы ГБОУ школа № 530 (Н.В. Альшевская, зам. директора по УВР, учитель математики, Н.Н. Ломакина, канд. филос. н., методист, учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 530 Пушкинского района Санкт-Петербурга.)
  • Модель использования цифровых образовательных ресурсов «Российской электронной школы» в формировании функциональной грамотности у обучающихся ГБОУ школы № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга (М.Л. Пичурина, директор ГБОУ школы № 460 Пушкинского района Санкт-Петербург).

Вывод: итогом работы группы стала публикация общего методического пособия, которое содержит комплекс методических, диагностических и аналитических материалов по оценке качества образования в школах района.

В пособии представлены лучшие образовательные практики школ Пушкинского района.

Книга носит практический характер и будет полезна учителям, методистам и администрации школ, а также слушателям курсов повышения квалификации, студентам бакалавриата, обучающимся по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование.