Виртуальное образовательное путешествие
Коваленко О. В., кандидат полит-х наук, библиотекарь ГБОУ № 604
Корнеева К. Л., педагог-библиотекарь ГБОУ № 604
Библиотечный урок – особый урок в системе школьного образования. Он призван выявлять и развивать межпредметные связи, закреплять усвоенные ранее знания и получать новые. Его эффективность зависит в том числе и от формы подачи информации, приемов и методов, которые библиотекарь использует в работе.
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. [10]
В этой связи, как нам кажется, очень эффективной может стать такая форма работы на уроке, как образовательное путешествие. Это особая форма освоения знаний, которая помогает выработать навыки исследовательской работы на основе анализа различных визуальных источников.
Метод образовательного путешествия может рассматриваться как уникальная стратегия освоения мира культуры. [9] Этот метод ориентирован не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на приобщение к историко-культурному опыту человечества.
Главный результат образовательного путешествия – освоение ребенком тех культурных ценностей, которые не постигаются в процессе традиционного обучения.
Образовательное путешествие строится на основе следующих принципов:
- предполагает непосредственное взаимодействие человека с окружающим миром, который становится основным средством получения информации;
- идет не от теории к иллюстрации, а от личных ощущений и наблюдений к формированию новых представлений; эта деятельность не исключает получение информации от взрослого в оптимальной форме и объеме;
- основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия, сопровождаемой личными переживаниями ученика;
- исключает посредническую деятельность педагога (взрослый выступает не в качестве объясняющего и показывающего руководителя, а в роли организатора исследовательской деятельности учеников).
Сегодня на помощь библиотекарю приходят современные технологии, например, использование ИКТ для организации виртуальных образовательных путешествий.
При подготовке виртуального образовательного путешествия необходимо учитывать:
- идею образовательного путешествия;
- его цели и задачи;
- содержание;
- маршрут и оформление.
Виртуальное образовательное путешествие, разумеется, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте.
Авторы предлагают методику виртуального образовательного путешествия для обучающихся 5-6 классов.
Как и любое образовательное путешествие, предлагаемая разработка состоит из трех основных этапов.
Этап 1. Подготовка путешествия.
В нашем случае – это уроки истории и литературы. Школьная библиотека тесно взаимодействует с преподавателями этих предметов. Кроме того, в нашей школе ежегодно отмечается День лицеиста, приуроченный к дате открытия Императорского Царскосельского лицея.
Этап 2. Работа на маршруте.
- На этом этапе ученики получают важные навыки работы в группе: выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное мнение; уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог.
- При изучении предлагаемых объектов (интерьеров Императорского Царскосельского лицея, Ликея Аристотеля и ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга) у детей, разумеется, возникают вопросы. Авторы видят своей задачей указать детям возможные пути получения недостающей информации. Результатом библиотечных уроков по заданной тематике стали последующие самостоятельные исследования учеников в библиотеках, в рамках уроков ОДНКНР, истории и обществознания, обращение к сети ИНТЕРНЕТ, посещение лично Царскосельского лицея и новые образовательные путешествия.
- Виртуальное образовательное путешествие «От Ликея Аристотеля до современной школы» предполагает работу детей с презентацией, ответы на вопросы и рассуждения на тему связи времен и важности в любой исторический период получения образования, в том числе самостоятельной учебной деятельности в библиотеках. Для более эффективного погружения в тему в библиотеке организуется книжно-иллюстративная выставка, посвященная Аристотелю, Лицею, лицеистам и А.С. Пушкину.
- В начале путешествия авторы предупреждают детей, что ввиду ограниченности времени все помещения Лицея рассмотрены быть не могут, но дети могут провести самостоятельные исследования интерьеров, не вошедших в данное путешествие.
- Рассматривая первый слайд презентации с фотографией Царскосельского лицея, дети отвечают, что это за здание и каково его предназначение.
- Далее в ходе урока мы рассматриваем художественный образ в интерьере, исходя из представлений о смысле и назначении помещения и его эстетического оформления.
- Так, рассматривая парадный зал Царскосельского лицея, мы обращаем внимание на его внутреннее убранство. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как вы думаете, почему этот зал отделан лепниной, росписью и опирается на колонны?».
- Далее мы проводим параллель с иллюстрацией античного торжественного зала и изображением актового зала нашей школы.
- Дети убеждаются в том, что назначение помещения определяет его внутреннее убранство, узнают, что Лицей строился по образу и подобию Ликея Аристотеля, а в нашей школе актовый зал оформлен также торжественно и даже в той же цветовой гамме.
Особое внимание авторы, разумеется, уделяют библиотеке и ее ключевой роли в образовательном процессе во все времена.
- Беседа о библиотеке начинается с вопроса учителя: «Давайте рассмотрим следующий слайд. Посмотрите вдоль стен. Как называется это помещение?»
- Дети отвечают, что это библиотека. Учитель подтверждает: «Да, это дом, где живут книги. Здесь находится более 800 экземпляров книг, в том числе на иностранных языках. Для Пушкина специально выписывали книги на французском языке. Кто знает, какое прозвище было у Пушкина в Лицее?».
- Одним из ключевых вопросов в отношении библиотеки Царскосельского лицея, по мнению авторов, является вопрос о ее местоположении. Дети размышляют, почему библиотека расположена именно в коридоре и приходят к выводу, что когда ученики шли из класса в класс на разные дисциплины, они, проходя через библиотеку, могли взять нужную им книгу для занятий. Таким образом, мы показываем ученикам, что библиотека является центром всего образовательного процесса, что это «сердце» любого образовательного учреждения.
- Далее мы рассматриваем античную библиотеку, а затем библиотеку нашей школы. Дети понимают, что форма книг в античности была совсем другой, а стеллажи в нашей современной школьной библиотеке очень похожи на античные.
- Ученики делают вывод, что библиотека нашей школы тоже является центром образовательного процесса. Здесь хранятся книги, проходят уроки и различные мероприятия. Мы подводим детей к мысли, что основное предназначение библиотеки не изменилось, хотя возможностей для учеников стало несравненно больше.
Следующее рассматриваемое помещение – учебный класс. Ученики размышляют о предназначении этого помещения, отвечая на вопросы педагогов: «Почему в этой комнате большие окна? Почему парты расположены на разных уровнях и полукругом?»
- Далее, переходя к иллюстрации учебного класса времен античности, мы задаем следующие вопросы: «Похож ли этот зал на предыдущий? Чем? Есть ли такие классы в нашей школе?»
- Проанализировав иллюстрации, мы приходим к выводу, что учебные кабинеты в нашей школе устроены по тому же принципу, что и в Ликее, и в Лицее, и также служат организации учебного процесса. Здесь мы тоже видим парты, доску, большие окна.
- Следующая иллюстрация представляет собой коллаж из фотографий предметных учебных классов Лицея. Дети, рассматривая данные изображения, определяют, какие предметы изучали лицеисты.
- В ходе диалога мы называем основные дисциплины, преподававшиеся в Лицее: родной и иностранные языки (латынь, французский, немецкий), точные науки (алгебра, геометрия, тригонометрия и физика), нравственные науки (основы логики, закон Божий, философия), гуманитарные (история, хронология, география), а также риторика, танцы, изобразительное искусство и физическое воспитание (гимнастика, плавание, фехтование и верховая езда).
- Далее дети с помощью педагогов приходят к выводу, что во все времена люди получали образование. И в Ликее Аристотеля, и в Лицее А.С. Пушкина, и в нашей школе изучаются примерно одинаковые предметы. Мы говорим с учениками о том, что, разумеется, мир не стоит на месте, науки шагают вперед, и школьные предметы становятся все более сложными, а нашим потомкам придется анализировать еще больше информации, но без образования жить хорошо и счастливо человек не может.
После этого мы виртуально поднимаемся на четвертый этаж.
- Специально для этого урока была разработана физкультминутка с использованием фрагмента стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер».
- Авторы полагают, что использование в физкультминутке упражнений, непосредственно связанных с темой урока, повышает его эффективность и не дает детям отвлекаться.
- «Поднявшись» на четвертый этаж, мы задаем детям вопрос: «Как вы думаете, что находится за этими дверями?» Получив ответ: «Комнаты лицеистов», – мы спрашиваем, для чего была у каждого лицеиста отдельная комната. Примерный ответ: «Для удобства и возможности уединения».
- Следующий вопрос о том, почему все комнаты одинаковые, предполагает ответ о равных условиях для всех лицеистов. Он не вызывает затруднений, как и следующие, например, почему между комнатами воспитанников стены не до потолка.
- Ответы на эти вопросы очевидны для современных детей: «Это сделано для того чтобы воспитанники находились в равных условиях, могли общаться между собой, чтобы было больше воздуха».
- Этап 3. Подведение итогов путешествия (защита).
Виртуальное образовательное путешествие «От Ликея Аристотеля до современной школы» завершается заключительным словом библиотекарей и ключевым вопросом: «Мы с вами побывали в прошлом, в античном мире, в Лицее А.С. Пушкина, а теперь перенесемся обратно в наше время. Как вы думаете, похожа ли чем-то на Ликей и Лицей наша школа? Чем?»
Защита основывается на следующих положениях:
- высказаться должно как можно больше участников путешествия;
- за педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;
- обсуждение носит свободный характер и требует как от педагога, так и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации;
- задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять ее в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;
- за участниками защиты признается право на ошибку, неверные высказывания не влекут за собой отрицательной оценки;
- поощряются размышления, построение версий и гипотез; доминантой обсуждения являются не знания учеников, а выдвигаемые предположения и их аргументация;
- приветствуется коллективная работа учеников, подсказки и дополнение ответов товарищей рассматриваются на защите как положительный фактор;
- высоко оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения.
Защита подводит черту под конкретным путешествием, но не является его окончательным итогом. [9]
Предлагаемое авторами виртуальное образовательное путешествие показало убедительный результат при построении межпредметных связей и было высоко оценено Методическими объединениями Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Данная методическая разработка будет интересна не только коллегам-библиотекарям, но и учителям истории, литературы, ОДНКНР при построении метапредметных связей и расширении кругозора обучающихся на уроках по вышеуказанным предметам.
Список использованных источников и литературы
- Бунатян Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1987. – 222 с.
- Вильчковский С.С. Царское село. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. –– Санкт-Петербург: ТИТУЛ, 1992. – 278 с.
- Лемус В.В., Емина Л.В., Гладкова Е.С., Балог Г.П. Музеи и парки Пушкина. – 6-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1980. – 128 с.
- Лицей. Мемориальный музей. – Ленинград: Внешторгиздат. – 38 с.
- Михайлова Н.И., Добрынин А.В. Пушкин. Русский гений. – М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2014. – 33 с.
- Музей Лицей в городе Пушкине. – М.: Советская Россия, 1987.
- Пушкин. Музеи и парки. – Л.: Лениздат, 1983.
- Алексеева О.А. Роль виртуальных экскурсий в формировании биологического мышления современного школьника // URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/06/24/rol-virtualnykh-ekskursiy-v-formirovanii-biologicheskogo
- Алексеева Т. Город в подарок. Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу // URL: https://ruk.1sept.ru/article.php?ID=200802003
- Библиотечные уроки как средство формирования читательской компетенции школьников // URL: https://infourok.ru/bibliotechnye-uroki-kak-sredstvo-formirovaniya-chitatelskoj-kompetencii-shkolnikov-6160452.html
- Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – СПб, 2004. – 24 с. // URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002626829.pdf
- Коробкова Е.Н., Битюков К.О. Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов «История в подлинниках» (102 часов) // URL: http://gymn278.ru/docs/inno/2017/03.pdf
- Лайкова В.Ф. Теория и практика библиотечных уроков // URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-teoriya-i-praktika-bibliotechnyh-urokov-5357771.html
- Никонова Т. В., Клюева Г. А. «Образовательное путешествие» как инновационная технология профессиональной ориентации школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V10. -0,7п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2018/186093.htm.
- Прокопеня Г.В. Педагогическая технология образовательное путешествие // URL: https://infourok.ru/pedagogicheskaya-tehnologiya-obrazovatelnoe-puteshestvie-6704519.html
- Прокопеня Г.В. Педагогическая технология образовательное путешествие // URL:https://infourok.ru/pedagogicheskaya-tehnologiya-obrazovatelnoe-puteshestvie-6704519.html