Активизация познавательной деятельности через проектно-исследовательскую работу

Бакулина У. А., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 67

Использование различных видов исследовательских и проектных задач чрезвычайно важно для повышения мотивации учащихся к обучению, для достижения ими высокого уровня умственного развития, для развития способности к самообучению и самообразованию. Школьники получают возможность пытаться самостоятельно «открыть» для себя новые знания и способы решения учебных проблем. Именно поэтому так важна грамотная организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации обновленных ФГОС в образовательных учреждениях.

Мы знаем, что духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ является ключевым требованием ФГОС нового поколения, поэтому мы занимаемся этой темой не первый год.

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является нашей методической темой.

Как показывает опыт работы, метод творческих проектов, проектно- исследовательская деятельность наряду с другими активными методами обучения необходима детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не только для решения образовательных и воспитательных задач, но и коррекционных. Он позволяет эффективно развивать творческую неординарную личность.  

Одним из условий активизации познавательного интереса учащихся к проектной деятельности является преемственность в работе среднего и младшего звена школы. Старшие ребята являются наставниками для младших, создаются условия, способствующие формированию положительной мотивации к учению. А младшие помогают и учатся проектной деятельности, приобретая новые знания. Затем с большим удовольствием продолжают совместную работу по этому направлению.

В мае состоялся дебют выступления ребят 2 «А» класса на ежегодной городской научно-практической конференции проектных и исследовательских работ учащихся начальной школы «Невская проектория». Мы прошли отборочный заочный тур (конкурсный отбор) и вышли в очный формат. Свои работы представляли гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением иностранных языков, частные образовательные школы. Школа-интернат № 67 была единственной, представлявшей проект, подготовленный обучающимися с ОВЗ. Ученики нашей школы выступили хорошо. После работы секций члены жюри подходили и спрашивали: «Неужели это дети с ОВЗ?» Посторонние люди не знают специфики нашей работы. Поэтому я рассказывала про особенности и условия, которые создаются для детей, какие сильные педагоги работают с ребятами.

Конечно, не каждого ребенка можно взять на тот или иной конкурс. При подготовке опираешься на знание особенностей каждого ученика, на понимание их сильных сторон, смотришь на способности и уровень их развития.

С каждым годом приходят в школу дети все сложнее. В нашем классе больше половины речевых детей. Например, Миша с глубоким нарушением речи. Петь его не берут. Танцевать он не умеет. Казалось бы, «все пропало». Но вовремя (в 1 классе) предложенная книга и энциклопедия с большими картинками по окружающему миру раскрыла в нем интерес к таким наукам, как история и география. Сейчас Миша изучает анатомию. В своей работе мы, педагоги школы, стараемся вовлечь и охватить в образовательный процесс, в творческую проектно-исследовательскую деятельность всех детей.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения и воспитания более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.