Реализация воспитательных задач для детей с ОВЗ

Веремей А.Д., учитель химии школы-интерната № 8 

Знания без воспитания меч в руках сумасшедшего
Менделеев Д.И.

Воспитание – сложный и длительный, постоянно осуществляемый, целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности по формированию личности, по овладению детьми социальным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Воспитание необходимо рассматривать как весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. Воспитывающий характер обучения – одна из закономерностей педагогики, выражающаяся в том, что в процессе обучения достигается органическая связь между приобретаемыми учащимися универсальными учебными действиями, компетенциями и формированием мировоззрения, качеств личности, развитием их познавательных сил и потребностей.

Пункт 18.2.3. ФГОС конкретизирует процесс воспитания и социализации школьников при получении основного общего образования, который должен строиться на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, искусство, природа, человечество, религия. Процесс воспитания направлен на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Процесс воспитания должен быть направлен на:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся и ориентации на достижение планируемых результатов;
  • формирование экологической культуры.

Реализацию воспитательных задач уроков в основной школе должны обеспечить:

  • формирование уклада школьной жизни;
  • усвоение учащимися нравственных ценностей, социального поведения, мотивации и способности к духовному развитию;
  • формирование российской гражданской идентичности;
  • формирование личностных качеств с учетом правовых норм российского законодательства;
  • формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
  • приобщение учащихся к общественной деятельности и школьным традициям;
  • формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
  • формирование мотивации к учебе и труду;
  • овладение способами и приемами поиска научной информации;
  • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Для того чтобы успешно управлять педагогическим процессом, необходимо владеть методами воспитания; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении; знать нравственные обязанности человека по отношению к другим и самому себе. Метод воспитания – совокупность практических и мыслительных действий и приемов педагога и обучающихся, выполняя которые можно достичь желаемых результатов. Это система принципов, имеющая установочный характер, которая предписывает, как организовать целесообразную продуктивную деятельность.

Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решать те или иные педагогические задачи, являясь способами взаимодействия педагогов с обучающимися:

  • методы воздействия и убеждения – беседы, лекции, диспуты, доклады, конференции;
  • методы организации практической деятельности – выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность;
  • методы стимулирования – требования, оценка, отметка, контроль, поощрение, наказание, соревнование;
  • исследовательские и диагностические методы – наблюдения, интервью, тесты, анкетирование, эксперимент, анализ, экспертная оценка.

Методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними педагогическими условиями. Любой метод состоит из методических приемов – элементарных ситуаций педагогического процесса: разъяснение, похвала, вопрос, ответ, показ. Уместно включение в процесс воспитания психотехнологий, направленных на развитие готовности к обучению, интеллектуальному развитию, развитию внимания, памяти, воображения, способности к деловому общению.

Важное воспитательное значение в основной школе имеет химия, которая формирует основы научного мировоззрения учащихся. Научное мировоззрение – система взглядов и убеждений на окружающий мир, осознание себя в этом мире. Оно включает группы мировоззренческих идей, в том числе, экологические идеи. Жизнь человека возможна при условии непрерывного обмена веществом и энергией с природой. Природа – источник всех материальных и духовных благ человека, предмет и средство труда человека. Природные ресурсы ограничены, поэтому необходимо бережное и рациональное их использование.

В школьном преподавании предмета большое значение имеет патриотическое воспитание: учащиеся знакомятся с отечественными учеными-химиками, внесшими значительный вклад в развитие науки. Эстетическому воспитанию способствует написание формул, уравнений, оформление практических работ. Ознакомление с крупными открытиями российских ученых содействует нравственному воспитанию учащихся. Учеба – умственный труд. Научить учащихся учиться, выработать у них культуру умственного труда – вот элементы трудового воспитания на уроках химии. Профориентационная работа проводится при знакомстве с многообразием профессий, связанных с химией. Экономическое воспитание проводится на примере знакомств с химическими производствами. Обучение, воспитание и развитие – единый неразрывный процесс и задача школы – формирование личности ученика.     

Воспитательные задачи на уроках химии:

  • Воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний по химии является необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве.
  • Воспитание у учащихся нравственных ценностей; формирование жизненно необходимых качеств личности: внимательности, самостоятельности, ответственности, обязательности, аккуратности, инициативности и активности.
  • Формирование безопасного поведения в быту, в природе, на производстве.
  • Патриотическое воспитание на примерах химических открытий, совершенных русскими учеными.
  • Содействие трудовому воспитанию и профориентации при выполнении заданий- практикумов; эстетическому воспитанию при знакомстве с эстетикой труда, природы, быта, науки; физическому воспитанию и рациональной организации труда школьников.

Реализация развивающих задач для детей с ОВЗ

Развитие – качественное изменение материальной или идеальной стороны объекта, характеризующееся направленностью и необратимостью процесса.

Развитие личности –  качественные физические и психические  преобразования личности, происходящие в результате накопления количественных изменений, вызванных биологическими факторами и воздействием среды и воспитания.

Развивающее обучение – такая организация учебного процесса, при которой происходит опора на потенциальные возможности человека и их реализацию. Развивающее обучение обеспечивает усвоение знаний; нравственное, умственное, духовное, эстетическое, физическое развитие личности; формирует учебную деятельность. Развивающая функция уроков основной школы реализуется на основе решения следующих задач:

  • Развитие учебной мотивации.
  • Развитие общеучебных действий – смысловое чтение, орфографическая зоркость, вычислительные навыки.
  • Развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления, речи.

Коррекция – психолого-педагогическое воздействие, организованное особым способом и направленное:

  • на преодоление отставаний, неуспеваемости, отклонений, нарушений, дефектов, аномалий;
  • на перестройку, реконструкцию, компенсацию дефекта или личностного новообразования;
  • на «восстановление» уверенности в своих возможностях;
  • на стимулирование к разнообразным видам деятельности.

Коррекционная деятельность – составная часть воспитательно-образовательной деятельности, имеющая коррекционно-развивающую направленность. Целевая направленность коррекционно-развивающей деятельности: коррекция отклонений в развитии и поведении ребенка, оказание помощи в преодолении социально-педагогических трудностей; создание положительной Я-концепции; формирование адекватной самооценки; восстановление отношений с социальной средой; предупреждение вторичных дефектов; оказание педагогической поддержки в самовоспитании. В настоящее время вопрос о коррекционной деятельности связан с введением инклюзивного образования, которое подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в дуге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка.

Развивающие задачи уроков химии в основной школе:

  • Развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интереса к химическим знаниям, желания дальнейшего их приобретения; интеллектуальных и творческих способностей у учащихся.
  • Формирование важнейших логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, конкретизация, обобщение.
  • Развитие логических операций мышления на установление причинно-следственных взаимосвязей дидактического химического треугольника «состав – строение – свойства», его постепенная эволюция в химический шестиугольник «состав – строение – свойства – применение – получение – нахождение в природе».
  • Развитие пространственного воображения, логического и абстрактного мышления.
  • Развитие эмоций учащихся с помощью создания ситуаций удивления, радости, занимательности.
  • Развитие умений применять теоретические знания на практике, используя лабораторное оборудование при выполнении заданий химических практикумов и при наблюдении и анализе лабораторных опытов.

Технологии развития регулятивных универсальных учебных действий

Саморегуляция у человека – регуляция своего состояния, поведения и деятельности, направленная на осуществление осознанных усилий по сохранению и поддержанию необходимого уровня жизнедеятельности, сдерживания проявления эмоции…

Не для школы учимся, для жизни 
(Сенека)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения известного, усвоенного и неизвестного для учащихся;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в силу различных причин являются психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Нередко имеет место задержка эмоционального развития, обусловленная рядом невротических наслоений: неуверенностью, боязливостью. В развитии личности по типу психической неустойчивости, безнадзорности, педагогической запущенности не воспитываются чувство долга и ответственность; формы поведения не стимулируют познавательную деятельность.  У таких детей плохо развито логическое мышление, отсутствуют навыки концентрации внимания, не сформированы навыки интеллектуальной деятельности, обнаруживается низкая работоспособность, низкий темп учебной работы. Все это приводит к снижению тонуса учебной мотивации, а поэтому требует от учителя системных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности и формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, выделяют регулятивные учебные универсальные действия:

  • способность справляться с жизненными задачами;
  • планировать цели и пути их достижения;
  • устанавливать жизненные приоритеты;
  • контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения и вести переговоры.

В подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция – осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение  поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.  Особенно важно это для наших выпускников, потому что они должны быть готовы к той взрослой жизни, в которую вступают практически после девятого класса. Выпускники выстраивают собственную образовательную траекторию, обеспечивая себе успешность и конкурентоспособность.

Современные педагогические технологии, позволяющие развивать у учащихся регулятивные учебные действия

Технология коррекционно-развивающего обучения позволяет учителю управлять процессом развития и коррекции учебных действий у школьников; технология организации самостоятельной деятельности школьников развивает у учащихся умения самостоятельной организации поиска и обработки полученной научной информации. Исследовательской деятельности на уроке способствуют технологии организации исследовательской и проектной деятельности учащихся под руководством учителя.

Технология проблемного обучения организует моделирование заданной ситуации и ее реализацию. Интересна технология критического мышления, которая формирует у учащихся основы саморегуляции учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение цели.

Овладению приемами самостоятельного решения учебного задания, перерастания самостоятельной работы в самоорганизацию и самоконтроль помогает технология использования в процессе обучения логико – понятийных схем, опорных символов и конспектов.    Задания для решения проблемных ситуаций могут быть самыми разнообразными: найти доказательства, привести примеры, как вы понимаете это утверждение, согласны ли вы с этим утверждением, если не согласны, то почему, в каких источниках будете искать подтверждения данного высказывания. Такого рода задания повышают учебную мотивацию, формируют ответственность и самостоятельность; взаимопомощь и самоконтроль. Формирование способности учащихся к саморегуляции и самоорганизации составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации, способствует выработке позитивной линии поведения и межличностного общения.