Холкина Е. С., педагог-психолог ГБОУ школы-интерната № 67
Я работаю с детьми с ОВЗ больше десяти лет все больше понимаю, как важна для них игра. Игра – это средство, которое помогает привлечь внимание обучающегося, заинтересовать, наладить с ним контакт и превратить занятие в увлекательное, радостное событие. В своей работе я уделяю большое внимание игротерапии.
Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из талантливейших педагогов России: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в жизни. Поэтому воспитание и обучение происходит прежде всего в игре». Игротерапию я использую как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Цель игротерапии состоит в том, чтобы научить ребенка увидеть себя и свое «Я» с другой стороны, оценить объективно свои поступки, желания, управлять эмоциями, взаимодействовать с окружающими.
В своей работе я выделяю следующие функции игровой деятельности:
Развлекательная – поднимает настроение, снимает накопившееся напряжение и формирует позитивное мышление. Снижение усталости и своевременное расслабление также является отличной профилактикой возникновения стресса.
Коммуникативная – развивает навыки коммуникации в процессе взаимодействия с иными игроками. Поскольку зачастую игры предполагают наличие нескольких участников, то так или иначе происходит социализация игроков, сближение их между собой. Правильно подобранные игры укрепляют отношения в школьном коллективе и обеспечивают здоровую атмосферу среди обучающихся.
Диагностическая – в процессе игры возможно эффективно провести диагностику незаметно и безболезненно для диагностируемого. При решение различных игровых задач обучающийся максимально погружается в игровой мир, расслабляется, и благодаря этому наиболее ярко проявляются возможные «слабые» места, требующие дополнительной проработки, и «сильные» места, которые нужно закрепить.
Самореализационная – обучает социальным нормам и позволяет познакомиться с системой социальных отношений.
На занятиях я использую множество игр для разного школьного возраста. Например, для старшего школьного возраста использую психологическую игру «Свой среди своих». Цель игры: набрать как можно больше очков. Для этого участникам предстоит выполнять задания и отвечать на вопросы о себе. Ответы ребят позволят им увидеть друг друга с самых разных сторон. Разнообразие заданий позволяет игре оставаться интересной даже тем, кто играет в нее не первый раз.
Для обучающихся младшего возраста подбираются игры попроще, такие, как игра «Мемо» с разными тематическими картинками. Данная игра развивает внимание, мышление и память.
Многие игры я адаптирую под возрастную категорию учеников, их умения и навыки, создавая для каждого обучающегося ситуацию успеха. Очень важно, чтобы ребенок верил в свои силы, чувствовал уверенность в обращенных к нему словах педагога, в его действиях.
В наших руках будущее наших детей!