Гарусина Е.И., воспитатель ГБДОУ № 42
Скокова С.Л., воспитатель ГБДОУ № 42
Куриленко Л.С., учитель-логопед ГБДОУ № 42
С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательно-исследовательская деятельность проявляется у дошкольников. Дети по природе своей исследователи.
В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только получать знания от взрослых, но и уметь добывать их самостоятельно, оперировать ими, размышлять творчески и самостоятельно.
Дошкольникам свойственно наглядно–действенное и наглядно-образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
Детская экспериментальная деятельность – это особая форма поисковой деятельности, которая ярко выражается в процессе развития личности, формирует интерес и мотивацию, которые лежат в основе самореализации и саморазвития дошкольника.
Организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагог имеет возможность развивать у детей мыслительные, речевые и творческие способности, реализовывать индивидуальный подход, решая при этом образовательные и методические задачи.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. И конечно же, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Одним из разделов экспериментирования является тема «Вода. Свойства воды». Взрослые, имея большой жизненный опыт, не придают большого значения данной теме, а вот дети-дошкольники только начинают получать знания, и для них тема воды очень интересна. Откуда берется вода? Где в природе можно встретить воду? Кому ещё нужна вода? Каково состояние воды и её свойства? Ответы на эти и множество других вопросов получают дети в рамках данной темы.
В процессе работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по экспериментально-познавательной деятельности мы использовали чтение художественной литературы и беседы, наблюдения, просмотр презентаций и иллюстраций об изучаемых явлениях, проводили игры-опыты, игры-эксперименты, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры.
На наш взгляд, формирование представлений о свойствах воды у детей старшего дошкольного возраста посредством опытов и экспериментов имеет наиболее эффективный результат.