Формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Щербакова Я.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Унучек А.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
В современном мире необходимо не только обеспечить детей качественным образованием, но также важно помочь определиться с выбором будущей профессии уже на ранних этапах развития. В дошкольном возрасте дети активно интересуются окружающим миром, находятся в стадии поглощения информации и формирования интересов. Очень важно не упустить этот момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и уважения к труду человека, поэтому профориентационная работа в детском саду играет значительную роль в их становлении.
Представление о профессиях помогает детям лучше понять разнообразие профессиональных сфер и выбрать свой путь в будущем. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир окажется ярче и привлекательнее для него. Одним из эффективных способов развития предпосылок ранней профориентации является проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет детям не только узнавать о различных профессиях, но и самостоятельно пробовать себя в роли специалистов различных направленностей. В процессе реализации проектов дети развивают навыки коммуникативных способностей, творческого мышления и умения работать в коллективе.
В качестве проектной деятельности мы выбрали тему «Аэропорт». Дети вместе с родителями часто летают в другие города и страны на самолетах, поэтому познание в этой сфере является актуальным. Детям становится интересно изучить различные аспекты работы аэропорта: от обслуживания пассажиров до организации авиаперевозок. При этом они узнают о профессиях пилота, стюардессы, диспетчера и других специалистов, необходимых для слаженной работы аэропорта.
Для успешной реализации проекта необходимо организовать не только занимательные мероприятия для детей, но и продумать структуру, цель и задачи проекта. Нами был создан план работы, который включает в себя как изучение теоретических материалов, так и практические задания, игры и творческие мастер-классы, способствующие развитию разносторонних навыков детей.
В процессе обучения детей в целом и в профориентации в частности очень важным является фактор наглядности. В качестве наглядности мы использовали иллюстрации из книг и энциклопедий, фотографии, а также просмотры презентаций, обучающих видео и познавательных мультфильмов. Так дети быстрее вовлекались в процесс и лучше усваивали информацию. После просмотра видео материалов мы не только проводили беседы, отвечали на интересующие их вопросы, тем самым закрепляя новые знания, но и применяли новые знания на практике. А главная практика детей – это, конечно, игра.
Игра – самая любимая активность детей. Этот прием пользуется актуальностью во все времена. С помощью игр дети с воспитателями, а затем и самостоятельно моделировали различные ситуации, встречающиеся в аэропорту. Например, строили мини-аэропорт со взлетно-посадочными полосами, приобретали билеты для предстоящего путешествия, управляли самолетом, помогали рассадить пассажиров, а самым любимым занятием становился поиск багажа. В играх использовали необходимый инвентарь, «спецодежду» работников аэропорта, игрушечные орудия труда и предметы-заместители.
Кроме того, для успешной реализации проекта были активно задействованы родители детей. Они выступали в роли различных специалистов и экспертов, проводили интересные мероприятия, рассказывали детям о своей профессии и делились опытом. Взаимодействуя с родителями, дети получали более полное представление о труде взрослых, усваивали нормы общественного поведения, совершенствовали навыки общения и вдохновлялись их примерами.
Для закрепления промежуточных результатов были организованы выставки творчества детей. Такие выставки являются самым ценным инструментом в процессе профориентации детей дошкольного возраста. Дети выбирали какую-нибудь профессию, рисовали, лепили и строили из конструктора. Так они больше узнавали о работе, которую выбрали в качестве темы для своего творчества, а также знакомились с другими профессиями, представленными на выставке.
Регулярная организация таких выставок увлекает детей, расширяет их кругозор и, более того, позволяет воспитателям и родителям следить за интересом детей к разным профессиям, замечать склонности воспитанников и отмечать уровень их познаний о труде, а также способствует развитию эстетического восприятия и критического мышления.
В качестве итоговой работы детям необходимо было придумать и изобразить «самолет будущего». Дети воодушевились заданием и приняли в нём активное участие. Это событие позволило детям продемонстрировать усвоенные знания и опыт в изученной теме, а также проявить свой творческий потенциал. Каждая работа стала уникальным отражением фантазии и творческого мышления, принесла радость и гордость детям, их родителям и педагогам.
Таким образом, проектная деятельность по теме «Аэропорт» является не только увлекательным и познавательным занятием, но также важным этапом в формировании личности ребенка и его профессиональной ориентации.
Делая выводы, хочется отметить, что профориентация является многогранной проблемой, решаемой не за один год. И только правильная, систематическая работа в данном направлении на этапе дошкольного образования, а впоследствии и школьного, позволит нашим воспитанникам правильно определиться с выбором будущей профессии и, возможно, стать основой для будущего профессионального определения.