Мичкова Н. М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида
Под эмоциональным интеллектом понимается способность человека распознавать, понимать, вызывать и управлять своими чувствами и эмоциями, а также чувствами и эмоциями других людей с целью решения тех или иных практических задач. Данный феномен являлся предметом исследований многих зарубежных и отечественных психологов, в рамках которых можно выделить наиболее значимые достижения: обогащение представлений об эмоциях, расширение представлений об интеллекте, а также встречное движение в изучении эмоций и интеллекта. Важно отметить, что все исследователи рассматривают эмоциональный интеллект как один из ключевых факторов успешности человека в карьере и в жизни, в связи с чем его необходимо развивать с раннего возраста.
Дошкольный возраст начинается с кризиса 3-х лет – периода, когда ребенок начинает идентифицировать себя как самостоятельную личность, а не как часть одного целого с мамой. Это непростое время, когда дошкольник пытается выйти за пределы границ, которые установили ему родители. Обычно это сопровождается негативизмом – ребенок отрицает все на свете и стремится все делать наоборот.
После кризиса 3 лет наступает следующий ключевой этап развития личности – активная социализация. Ребенок идет в детский сад, где учится общаться в коллективе на протяжение целого дня без мамы. Это очень эмоциональный период, ребенок испытывает колоссальный стресс, учится контролировать свои чувства.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими.
Задача педагога – расширять представления об эмоциях и их внешних проявлениях (мимика, жесты, пантомимика); учить детей распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а главное – формировать умение выражать свои чувства, т.е. описывать словами свое состояние вслух.
В процессе работы над развитием эмоционального интеллекта дети с удовольствием знакомились с разными эмоциями (радость, грусть, гнев, удивление, испуг, спокойствие). С помощью пиктограммам закрепили названия эмоций и научились соотносить с графическим изображением.
Проводились беседы «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на …»; «Почему Крошу сегодня грустно?», на которых дети пытались высказать свои мысли вслух. Важно с детьми обсуждать проблемные ситуации, например, педагог предлагает помочь мальчику: «Ребята играют на площадке в прятки. Сереже не везло – он уже полчаса водящий. А так хочется поменяться ролью с кем-нибудь. Ему так обидно, что вот-вот расплачется».
– Почему Сережа обиделся на ребят?
– Как можно помочь Сереже?
– Чтобы вы посоветовали ребятам?
Ведь такая ситуация часто встречается в детском саду, когда дети играют в подвижные игры. Обсуждая, мы помогаем разобраться и избежать ссор между детьми.
Дети проявили интерес к инсценировке стихотворений А. Барто, где с помощью мимики и пантомимики показывали образ какого-либо героя произведения, его чувства.
На мой взгляд, большой эмоциональный отклик у детей оказался при прослушивании музыкальных произведений В. Моцарта «Маленькая ночная серенада» (радость); Р. Шумана «Порыв» (страх); К. Сен-Санса «Лебедь» (спокойствие). Во время прослушивания дети с помощью красок передавали в цвете своё настроение.
В ходе проделанной работы я старалась создать эмоционально-положительную атмосферу для каждого ребенка. Дети познакомились с разнообразием эмоций и их внешними проявлениями, научились понимать свои эмоции, эмоции своих сверстников. А теперь они пытаются описать словами свое состояние вслух.