Рулёва Л.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Исхаева Л.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
В качестве наиболее перспективного инструмента, позволяющего эффективно решать задачу личностного развития детей, можно обозначить метод проектной деятельности. Участие в проектной деятельности позволяет детям расширять свой кругозор, научиться ориентироваться в окружающем его мире, понять природу различных явлений и предметов. При проведении проектной деятельности, которая выступает в роли необходимого условия личностно-ориентированного взаимодействия, воспитанники изучают не только свойства и характеристики окружающих предметов и явлений, но и познают характер отношений между людьми, учатся взаимодействовать с педагогами и сверстниками, участию в командной деятельности.
Проект ребенка необходимо рассматривать как некий путь исследования и познания, специально организованный педагогом и затем самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, итоговым результатом которого является создание творческих работ.
Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, он облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.
Важным направлением проектной деятельности является ранняя профориентация дошкольников.
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в окружающий его мир. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
У дошкольника формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед малышом не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, в основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих знаний является важным звеном социальной адаптации ребенка.
В нашей группе реализуется проект, целью которого является формирование предпосылок к ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. Для ознакомления с профессиями мы выбрали область СМИ.
Реализуемый нами проект позволяет расширять представления детей о профессиях в области журналистики. Помимо общеизвестных профессий журналистики (фотокорреспондент, журналист, оператор), мы включили знакомство с таким видом деятельности, как блогинг, так как это актуальная деятельность в современном обществе.
В процессе работы над проектом нами были изготовлены дидактические игры «Профессии», «Что лишнее?»; разработана творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?»; проведены режиссёрские игры «Я беру интервью», «Я – журналист».
В ходе проекта нами были разработаны и проведены беседы «Что я знаю о профессии журналиста?», «О чем можно узнать по заголовку?», «Кто издаёт журнал?», «Интервью», «Этикет телефонного разговора», «Как создаются новости?». Дети совершили виртуальную экскурсию в типографию, познакомились с разными видами периодических изданий, посмотрели видеорепортажи на разные темы (путешествия, освещение мероприятия, концерт, новостной репортаж с места событий).
Наиболее интересна была тема блогинга. Дети активно включились в работу, и в группе стали появляться блоги: фудблог, анонс детских игрушек, научно-исследовательский блог. «Подписывайтесь на наш канал» – это один из быстро запоминающихся слоганов из арсенала блогера.
Итогом работы над проектом стал выпуск газеты «События нашей группы» и фото-журнал «Санк-Петербург глазами детей», где воспитанники выступили в роли фотокорреспондентов.
Важным итогом проекта стало практическое подтверждение теории, что современным детям все менее интересна информация об исчезающих профессиях (почтальон, кондуктор, трубочист и т.д.). Современные дети должны получать наиболее важную информацию о том, что сейчас происходит вокруг них и что будет происходить. Мы считаем, что добавление в проект профессии будущего способствует успешной реализации любого проекта, направленного на развитие ранней профессиональной ориентации.