Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР

Гарибова М. А., учитель класса «Особый ребенок» ГБОУ школы-интерната № 67

Практически у всех групп детей с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития) отмечается недоразвитие моторики. Выраженность и причины моторного недоразвития различны. Недостатки могут распространяться как на крупную, так и на мелкую моторику. Сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере очень часто проявляются в многообразных, стереотипно повторяющихся движениях.

Рассматривая нарушение интеллекта как результат рассогласования межфункциональных связей мозга, Л.С. Выготский писал: «Исключительную важность при изучении умственно отсталого ребенка представляет моторная сфера. Моторная отсталость, моторная дебильность, моторный инфантилизм, моторная идиотия могут в самой различной степени комбинироваться с умственной отсталостью всех видов, придавая своеобразную картину развитию и поведению ребенка».

Хорошо сформированная мелкая моторика – это обязательное условие для нормального развития любого ребенка, но особенно актуален этот пункт для обучающегося с умственной отсталостью, т.к. он может стать камнем преткновения, сковывающим весь процесс обучения. Процесс развития мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта очень разноплановый и охватывает различные виды деятельности от физкультуры до изобразительного искусства. Почти на каждой учебной дисциплине в школе обучающийся имеет возможность для развития мелкой моторики.

Как развитие мелкой моторики влияет на мозг? Повышает тонус коры головного мозга, развивает речевые центры коры головного мозга, стимулирует развитие речи ребенка, согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка.  Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности, находят свое отражение и в речевой деятельности. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи.

У отдельных детей с ТМНР отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции.

Исправление недостатков мелкой моторики у детей происходит через выполнение детьми большого количества упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, одновременности (синхронности) движений пальцев. Очень важно научить детей выполнять дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибать и разгибать, отводить в стороны пальцы, называть каждый палец на руке, выполнять согласованные действия пальцами обеих рук.

Для развития мелкой моторики применяются различные упражнения. В своей работе я начинаю с элементов массажа, самомассажа кистей, пальцев и предплечий рук.  И только после начинаются выполнения задания, которые всегда подбираю от простого к сложному. Так постепенно, шаг за шагом, ребенок достигает результатов. Все проделанные действия проговариваю, и, если ребенок говорит, то обязательно прошу повторять. На первых этапах обучения ребенок может просто наблюдать, но постепенно вовлекается в процесс. Упражнения повторяем несколько раз. Вначале делаем вместе, затем идет переход к выполнению действий по подражанию. Далее ребенок переходит к действию по образцу и по словесной инструкции. Особое внимание уделяю выполнению заданий по словесной инструкции, это формирует у детей понимание обращенной и  диалоговой речи.

Для развития мелкой моторики предлагаю рисование, лепку, вырезание ножницами.

Конечно, не у всех получается сразу, поэтому ищу наиболее подходящие упражнения для каждого ребенка индивидуально.

Рассмотрим некоторые упражнения, которые я использую на занятиях:

  • нахождение предмета в крупе, песке;
  • собирание пирамидки (формочки, колечки, стаканчики);
  • нанизывание и шнурование различных предметов;
  • прикалывание и разжимание прищепок;
  • переливание воды в емкости;
  • застегивание молний, пуговиц, кнопок;
  • откручивание, закручивание кранов, шурупов, болтов;
  • нажатие на кнопки, клавиши.

Игрушки, развивающие моторику, влияют на социальную адаптацию ребенка, его способность к взаимодействию.  Например, игрушки-погремушки, пирамидки, мягкие книжки, кубики, сортеры, счеты и лабиринты, игрушки-шнуровки.

Индивидуальный подход и систематические занятия по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР позволяет достичь успехов в их развитии. А развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления ребенка.