Нилова О.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Точкова Е.Е., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в различных областях экономики, несмотря на то что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации.
Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе.
Знакомить детей с трудом взрослых можно в ходе образовательной деятельности через рассказы, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. При этом необходимо понимать, что знания могут оказаться формальностью, если их усвоение не будет сочетаться с непосредственной трудовой деятельностью. Дети должны почувствовать, что такое усталость, успех или неудача, только тогда можно будет сформировать у них ответственное отношение к труду.
Дошкольники имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т.к. большая часть населения проживает в городах. Они не видят, как выращиваются злаковые культуры, не знают, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете.
Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: «Думает, что булки на деревьях растут».
Вместе с детьми мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки и другие продукты растениеводства, ознакомить их с различными сельскохозяйственными профессиями, рассказать о труде агрономов, хлеборобов, цветоводов, овощеводов, а также познакомить с профессией будущего – сити-фермер.
Через реализацию проекта «Из песочницы в аграрий» дети узнали о каждой из этих профессий, а мы постарались перенести полученные знания в детскую деятельность.
В чем польза нашего проекта? Узнав особенности работы на земле, возможно, многие захотят стать ландшафтными дизайнерами, агрономами, садоводами, фермерами. Но даже те, кто не выберет данные профессии, смогут изменить свое отношение к природе, понять, как минимизировать антропогенное влияние (воздействие человека на природу) на гармоничное равновесие природы при производстве основных продуктов питания.
Новизна проекта в том, что в ближайшее время на российском рынке появятся профессии будущего – новые специализации в сельском хозяйстве, например, сити-фермер. Это значит, что ближайшее будущее потребует от детей самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в разнообразии будущих профессий и находить правильное решение.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Цель проекта – в процессе практической деятельности сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о ведении фермерского хозяйства в городских условиях.
В начале работы над проектом детям были предоставлены презентации «Как бывало в старину», «Профессии сельского хозяйства», «О профессии овощевода», «Сити-фермер – профессия будущего, которая защитит нашу планету». На основе этих презентаций дети ознакомились с профессиями отрасли растениеводства и проследили цепочку её развития.
Также были созданы лэпбуки «От зерна до каравая», «Мир культурных злаков», «Цветы», которые помогли детям систематизировать знания о растениях, об условиях их прорастания, закрепить модель трудового процесса – посев семян и дальнейший уход за ними.
Для реализации поставленных задач изготовили различные дидактические игры «От зернышка до булочки», «Что за чем следует», «Чьи семена?», «Бабушкина кашка», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Что растет в огороде, в саду, в цветнике?», «Назови действия людей, работающих на земле», «Найди растение по описанию», «Что нужно растению» и др.
Нами были созданы картотека «Опыты и эксперименты», Паспорт комнатных растений, собрана коллекция семян, а также у нас в группе появился литературный сборник, куда вошли сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.
Детей очень заинтересовала практическая часть проекта – создание макета сити-фермы. Мы смогли вырастить укроп, петрушку, лук, горох, рассаду огурцов, кукурузы. Дети получили первые навыки выращивания растений своими руками, ухода за ними, узнали об условиях произрастания различных растений. В этом нам помогли опыты и эксперименты, например, такие как «Пробуждение фасоли». Цель опыта: выяснить, как влияет вода на сухое семя фасоли.
Опыты проходил в несколько этапов:
- «Ты, фасолька, не зевай, на весы скорей вставай». Цель: определение веса пробудившегося семени фасоли, после насыщения её водой.
- «Эй, горошек, не робей, прорастай у нас скорей». Цель: выяснить, какое семя быстрее прорастёт – сухое или пророщенное.
- «Горошку всегда нужна свежая вода». Цель: выявить степень влияние водного полива на растение гороха.
- «Посадка лука в почву, в песок, в воду». Цель: определить благоприятные условия роста и скорости роста зеленых стрелок.
- «Определение влияние тепла на рост и развития растений».
- «Определение влияние света на рост и развития растений».
В завершение проекта были оформлены результаты наблюдений за посаженными детьми растениями, их развитием. Проведена викторина «Наука и сити-фермерство».
Данный проект позволил сформировать у детей представления о профессиях в области растениеводства, познакомиться с профессией сити-фермера, её роли в жизни людей, способствовал бережному отношению к продуктам, которые мы едим, к своему труду, труду взрослых.
С этим проектом наши воспитанники участвовали в районных конкурсах «Морковкины именины» и «Золотой ключик».