Уманская А. А., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43
Прыткова Е.В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Кокшарова М.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
В дошкольном образовательном учреждении формирование представлений воспитанников о мире профессий человека не всегда осуществляется в достаточной мере целенаправленно и систематически, а понятие «ранняя профессиональная ориентация» в настоящее время подвергается критике со стороны ведущих практиков России в области дошкольного образования.
По нашему мнению, развитие личности ребёнка-дошкольника неразрывно связано с накоплением познавательного опыта во многих сферах деятельности человека. Поэтому знакомство воспитанников дошкольного возраста с разными профессиями рассматривается нами как одна из сторон развития познавательной активности ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте представления ребёнка о профессиях ограничены достаточно небогатым жизненным опытом – он знает о работе мамы и папы, воспитателя, профессиях летчика, водителя, продавца и еще немногих. Знания эти порой ограниченны и поверхностны.
Важность профессий медицинского профиля для развития в ребенке гуманизма, человеколюбия неоспоримы. А. П. Чехов говорил: «Профессия врача — это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Поэтому выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы основ ранней профориентации дошкольников.
Была определена цель проекта – формирование предпосылок ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. Для ее достижения необходимо было решить задачи, направленные на взаимодействие с детьми и родителями, а также на создание условий для формирования представлений о работе фармацевта, провизора, заведующего аптекой. В связи с этим был разработан проект «Аптека Будь здоров!»
Проект реализовался в несколько этапов и включал мониторинг сформированности представлений о профессиях работников аптеки, взаимодействие с детьми и родителями по данной теме и пополнение предметно-развивающей среды.
На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей по теме «Первые шаги в профориентации дошкольников» с целью изучения уровня информированности родителей о раннем профориентировании их детей.
Для определения уровня представлений воспитанников о профессиях людей, работающих в аптеке, была проведена первичная диагностика.
Таким образом, в начале работы мы выяснили, что у воспитанников представления по теме проекта сформированы частично: они могли рассказать, что такое аптека, для чего она необходима, но, люди какой профессий работают в аптеке, дети не знали. Часто работников аптеки наши дети называли просто продавцами лекарств.
На основном этапе реализации проекта образовательная деятельность осуществлялась по всем направлениям: работа с детьми, работа с родителями.
Каждый блок информации осваивался воспитанниками через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и чтение), материал на эти темы предоставлялся детям в доступной форме и строился на раскрытии причинно-следственных связей.
Сначала были проведены такие виды деятельности, как беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, рисование, совместная игровая деятельность, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Затем были проведены совместные мероприятия для родителей и детей: круглый стол «Все профессии важны, все профессии нужны», досуг для родителей и детей «Юный аптекарь», встреча с папой-доктором, который провёл для ребят беседу о правильном питании – залоге здоровья. Мы с детьми изготовили аптечки и заполнили их таблетками и пластырем, выполненными во время досуга с родителями. Также была организована экскурсия в аптеку.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети смогли сами сделать мыло, представить и нарисовать вредных микробов во время рисования в технике «кляксография».
Совместно с родителями дети изготовили тренажер для дыхания «Баночка с витаминами», который представляет собой изображение баночки для лекарств, к которой с помощью тонких нитей крепятся кружки-драже с условным обозначением витаминов. Используя этот тренажер, дети отрабатывали сильный плавный выдох, сдувая витаминки с баночки.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека», организованная в группе, помогла закрепить знания детям. Они с большим удовольствием попробовали себя в роли работников аптеки и использовали атрибуты игры, в том числе изготовленные самостоятельно во время мероприятий с родителями.
Итогом проделанной работы стало интерактивное мероприятие с детьми и их родителями «Будь здоров, Леопольд!», которое обобщило усвоенные ребятами знания.
К детям и их родителям обратился за помощью заболевший кот Леопольд. Полученные в результате реализации проекта в группе знания позволили детям составить алгоритм действий для помощи герою. Дети помогли ему измерить температуру, посоветовали обратиться к врачу, который назначил ему лечение и выписал рецепты, и смогли объяснить коту, каким образом он в аптеке сможет получить необходимые лекарства.
Параллельно с этим дети с удовольствием выполняли занимательные задания, обобщающие знания детей из различных областей реализуемого проекта. Так, например, ребята «починили» градусник кота Леопольда, вставляя недостающие цифры в числовом ряду, смогли получить номерок к врачу, посчитав количество слогов в словах на картинках, самостоятельно убедились в правильности рецепта, продолжая заданный ряд из фигур, приготовили для кота коктейль здоровья, узнав ингредиенты лекарства по первым звукам слов.
На обобщающем этапе была проведена вторичная диагностика.
После работы над проектом у детей наблюдалась положительная динамика в уровне сформированности представлений о профессии фармацевта, провизора, заведующего аптекой.
В итоге был разработан проект по ранней профориентации дошкольников и методическое обеспечение: серия конспектов, картотеки дидактических игр, тренажер дыхательной гимнастики, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр. Созданы пособия и атрибуты для подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Работа по ранней профориентации дошкольников имеет важное значение для формирования их будущей профессиональной идентичности. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии проведенных мероприятий на развитие детей и их профессионального самоопределения. В дальнейшем планируется расширение программы и внедрение новых методик для более эффективной работы по ранней профориентации.