Плеханова О. В., воспитатель, ГБДОУ детский сад № 36
Сурайкина С. В., воспитатель, ГБДОУ детский сад № 36
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Сегодня мы хотим представить наш опыт работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
Набор от официального производителя сделан по методике немецкого педагога Фридриха Фрёбеля. Он является основателем первых в мире детских садов. Педагог и философ оставил после себя научные труды по работе с детьми разного возраста. Данный комплекс соответствует ФГОС ДО и программе «Доступная среда».
Использование игрового набора развивает у детей c ЗПР пространственное мышление, сенсорное восприятие и умение наблюдать. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.
Чтобы показать многообразие мира, Фрёбель рекомендует разноцветные мячи. Это и есть первый дар Фрёбеля.
1 дар состоит из шести мягких мячей из шерсти (вязаных), окрашенных в шесть основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Мячи обязательно должны быть с веревочками. В игре с ними ребенок узнает, что такое «вверх», «вниз», «вокруг», «прямо», «вправо», «влево». Он знакомится со свойствами шара: отсутствием углов, неустойчивостью, с основными цветами. Закреплять эти знания, используя игровой набор номер 1, нам помогает подвижная игра «Карусели»: педагог или ребенок стоит в центре круга, держит разноцветные клубочки, ребята подходят к водящему, и каждый берёт веревочку за кончик, все идут по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели. (Дети начинают медленно двигаться по кругу).
Все кругом, кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом. (Двигаются быстрее, переходя на бег).
Тише-тише, не спешите,
Карусель остановите. (Замедляют бег).
Раз и два. Раз и два.
Вот и кончилась игра.
Дети останавливаются, а педагог поочередно спрашивает у детей, в какой руке у них веревочка и какого она цвета.
2 дар рекомендован для детей трёх лет. Эти предметы деревянные. Здесь уже нет цвета (кроме белого и черного), а на первый план выступают форма предмета, поверхность, грани, углы. Ребенок в этих основных формах может увидеть самые обыденные конкретные предметы окружающей его действительности: стул, стол, колонну с пьедесталом, живые существа. Дети совместно со взрослыми играют в игру «Башенки»: пытаются поставить фигурки друг на друга.
3 дар – это деревянный куб, разделенный на восемь кубиков. С помощью третьего дара у ребенка развиваются исследовательские навыки, он получает представление о пространственном положении предметов: рядом, вверх, вниз, спереди, сзади. Из кубиков можно выстраивать различные фигуры, конструировать элементарные предметы (стул, лесенка и пр.)
- дар — это куб, разделенный на восемь брусков. Из него можно собирать не только башни, но и более сложные конструкции, сравнивать их между собой. Набор является продолжением строительной темы. Совместно с кубиками бруски позволяют строить домики и добавлять сооружениям крышу. Этот дар развивает пространственное мышление.
- дар – в коробку, представляющую собой куб, помещены более мелкие кубики и треугольные призмы. Если сложить призмы друг с другом, получится куб. Ребенок углубляет свои знания по геометрии, тренирует мелкую моторику, мышление и воображение. Набор можно использовать в качестве деревянного конструктора. Здесь впервые появляется треугольная призма.
6 дар – рекомендуемый возраст для занятий – 5 лет. Благодаря расширенному составу набора дети могут попробовать себя в строительстве более сложных объектов. Что входит в состав? Кубики, призмы, цилиндры, половинки цилиндров. Ребенок знакомится с новыми фигурами.
7 дар – цветные фигуры. Рекомендуемый возраст – 5-6 лет. Набор с цветными фигурами дает простор для творческих заданий. Подойдет как для индивидуальных, так и для групповых занятий. В большом органайзере собраны плоские фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Они выполнены в разных цветах и отличаются маленькими размерами. Из этих элементов можно собрать разные изображения. Их используют в качестве счетного материала. Можно дать детям задание создать из предложенных фигурок определенную композицию, начиная с простой (цветок, домик, машина и т.д.) и заканчивая усложненными темами.
8 дар – палочки. Рекомендуемый возраст – 5 лет. Положительно действует на развитие мелкой моторики и логики.
9 дар – кольца и полукольца. Рекомендуемый возраст – 5 лет. Из тонких колец и полуколец можно выстраивать разные рисунки. Ребенок создает узоры, таким образом осваивая письмо и рисование. При помощи полуколец можно составить картинки – волны, цветы и т.д. Сортировка по цвету, форме и размеру – эффективное упражнение для мелкой моторики и логики.
10 дар – фишки. Рекомендовано для детей с 5 лет. В комплекте есть маленькие круглые фишки. Они выполнены в девяти разных цветах и хранятся в отдельных отсеках. Их можно смешивать и разбирать, наглядно иллюстрировать примеры и задачи. Развивается мелкая моторика, логическое мышление. Как вариант, дети могут создавать разнообразные картинки в виде точечной мозаики.
11 дар – цветные тела. Рекомендовано для детей с 2-3 лет. Бусины сделаны в виде разных геометрических фигур: шаров, цилиндров, половинок цилиндра, треугольных и четырехугольных призм, параллелепипедов. Они отличаются и по цвету. Их можно нанизывать на веревочку, решать таким образом разные задачи. В качестве упражнения на развитие усидчивости, терпеливости и мелкой моторики дети полностью нанизывают каждый вид бусинки на веревочку. Цель игры – узнать, сколько шаров, цилиндров, треугольников и других фигурок помещается на веревке.
12 дар – мозаика, шнуровка. Рекомендуемый возраст – 2-3 года. В основе любых игр со шнуровками лежит сенсорное развитие детей.
13 дар – башенки. Рекомендуемый возраст – 4 года. В комплекте 27 деталей. Они сделаны в виде мелких кирпичиков и кубиков, половинок цилиндров и т.д. Если сложить все детали, они образуют куб. Упражнение на логику и пространственное мышление – соединить несколько фигур и постараться придумать новые геометрические формы.
Методика Фрёбеля эффективна в работе с нашими воспитанниками с ЗПР. Ее используют для проработки проблемных сторон развития, восстановления потерянных физических и интеллектуальных умений. Методику Фрёбеля успешно применяют психологи, которые отмечают улучшение мыслительной активности, внимания, усидчивости, умения сравнивать и анализировать. Дары Фрёбеля являются частью адаптивной государственной программы «Доступная среда».