Многофункциональная ширма

Еремеева О. И., воспитатель дошкольного отделения ГБОУ школы № 407
Хохлова К. А., воспитатель дошкольного отделения ГБОУ школы № 407

Многофункциональная ширма способствует решению  многих педагогических  задач.  Использование многофункциональной ширмы даёт возможность:

  • самостоятельно менять игровую среду для расширения детского игрового опыта;
  • развивать все компоненты детской игры: обогащать  запас игровых действий, тематики и сюжетов игр, формировать умения устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
  • развивать мышление ребенка, его творческую активность, стимулировать психические процессы, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
  • формировать целостную картину мира, расширять  кругозор детей;
  • формировать у детей элементарные математические представления;
  • успешно работать  над звукопроизношением и связной речью.

ФГОС требует, чтобы  развивающая предметно-пространственная среда  была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. Всем перечисленным требованиям соответствует многофункциональная ширма, которую мы изготовили совместно с родителями нашей группы.

 Предлагаем вам подробно рассмотреть нашу ширму. Изготовлена она  из недорогих материалов и проста в исполнении. Например, основа ширмы сделана  из полипропиленовых труб (да-да, из тех самых труб, которые сантехники используют для того, чтобы смонтировать водоснабжение в квартире). Фотографии, приложенные к статье, помогут вам понять технологию использования такой ширмы. Многофункциональная ширма состоит из трёх частей.

1. Театральная часть

Одним из важных средств в развитии речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, помогают им  в этом образы, краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок может  проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей и  стараясь говорить четко, чтобы его все поняли.

Наша ширма прекрасно подходит для занятий с детьми кукольным театром. Простая и удобная в использовании, она позволяет разыгрывать разнообразные постановки и сценки. В процессе игры ребёнок развивает речь, память, социальные и коммуникативные навыки, актерские способности, художественный вкус, творческое мышление.

В зависимости от размеров ширмы выбирается и театральная  форма: небольшая ширма  позволяет ставить кукольные спектакли, сценки, а если сделать ширму больше, то можно показывать спектакли с участием воспитанников, исполняющих разные роли. Это, конечно же, добавляет  процессу театрализации эмоций,  зрелищности и повышает у детей интерес к такой деятельности.

2. Сюжетно-ролевая часть

Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Она помогает формировать у детей  это умение.   Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря –  дети осваивают «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.

Рассмотрим некоторые из игр.

«Автосервис»

Эта игра  обогащает и расширяет знания детей о труде взрослых (работников автосервиса), даёт представление о  важности  их труда, о значении   в их работе слаженности и аккуратности. Также дети знакомятся с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе,  закрепляют  представления об основных частях автомобиля, учатся  комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.

«Кафе»

Играя в эту сюжетно-ролевую игру,  дети учатся развивать и обогащать сюжет игры,   самостоятельно создавать игровые замыслы и   выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; самостоятельно подбирать атрибуты для игры, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

3. Сезонное дерево

Используя третью часть ширмы таким образом, мы формируем у детей  дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе, о временах года.

Дети узнают об особенностях времен года, их основных признаках.  Разнообразные  виды деятельности с сезонным деревом способствуют  расширению кругозора, развивают речь, сенсорное восприятие, мелкую моторику, стимулируют  творческую активность детей,  учат бережному отношению к природе, умению видеть прекрасное в разном времени года.

На ширме представлено сезонное дерево, в оформлении которого  в зависимости от сезона мы используем съемные элементы  (осень – желтые листья, яблоки, пожухлая трава, зима- снег на дереве, весна- цветы на яблони и светлая травка).

Ширма помогает разнообразить и усложнять  игровую деятельность ребёнка. Это очень важно, потому что именно в игре  в маленького человека закладываются основы нравственности: великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпение.