Еремеева О. И., воспитатель дошкольного отделения ГБОУ школы № 407
Хохлова К. А., воспитатель дошкольного отделения ГБОУ школы № 407
Многофункциональная ширма способствует решению многих педагогических задач. Использование многофункциональной ширмы даёт возможность:
- самостоятельно менять игровую среду для расширения детского игрового опыта;
- развивать все компоненты детской игры: обогащать запас игровых действий, тематики и сюжетов игр, формировать умения устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
- развивать мышление ребенка, его творческую активность, стимулировать психические процессы, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
- формировать у детей элементарные математические представления;
- успешно работать над звукопроизношением и связной речью.
ФГОС требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. Всем перечисленным требованиям соответствует многофункциональная ширма, которую мы изготовили совместно с родителями нашей группы.
Предлагаем вам подробно рассмотреть нашу ширму. Изготовлена она из недорогих материалов и проста в исполнении. Например, основа ширмы сделана из полипропиленовых труб (да-да, из тех самых труб, которые сантехники используют для того, чтобы смонтировать водоснабжение в квартире). Фотографии, приложенные к статье, помогут вам понять технологию использования такой ширмы. Многофункциональная ширма состоит из трёх частей.
1. Театральная часть
Одним из важных средств в развитии речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, помогают им в этом образы, краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей и стараясь говорить четко, чтобы его все поняли.
Наша ширма прекрасно подходит для занятий с детьми кукольным театром. Простая и удобная в использовании, она позволяет разыгрывать разнообразные постановки и сценки. В процессе игры ребёнок развивает речь, память, социальные и коммуникативные навыки, актерские способности, художественный вкус, творческое мышление.
В зависимости от размеров ширмы выбирается и театральная форма: небольшая ширма позволяет ставить кукольные спектакли, сценки, а если сделать ширму больше, то можно показывать спектакли с участием воспитанников, исполняющих разные роли. Это, конечно же, добавляет процессу театрализации эмоций, зрелищности и повышает у детей интерес к такой деятельности.
2. Сюжетно-ролевая часть
Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Она помогает формировать у детей это умение. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря – дети осваивают «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.
Рассмотрим некоторые из игр.
«Автосервис»
Эта игра обогащает и расширяет знания детей о труде взрослых (работников автосервиса), даёт представление о важности их труда, о значении в их работе слаженности и аккуратности. Также дети знакомятся с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе, закрепляют представления об основных частях автомобиля, учатся комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.
«Кафе»
Играя в эту сюжетно-ролевую игру, дети учатся развивать и обогащать сюжет игры, самостоятельно создавать игровые замыслы и выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; самостоятельно подбирать атрибуты для игры, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
3. Сезонное дерево
Используя третью часть ширмы таким образом, мы формируем у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе, о временах года.
Дети узнают об особенностях времен года, их основных признаках. Разнообразные виды деятельности с сезонным деревом способствуют расширению кругозора, развивают речь, сенсорное восприятие, мелкую моторику, стимулируют творческую активность детей, учат бережному отношению к природе, умению видеть прекрасное в разном времени года.
На ширме представлено сезонное дерево, в оформлении которого в зависимости от сезона мы используем съемные элементы (осень – желтые листья, яблоки, пожухлая трава, зима- снег на дереве, весна- цветы на яблони и светлая травка).
Ширма помогает разнообразить и усложнять игровую деятельность ребёнка. Это очень важно, потому что именно в игре в маленького человека закладываются основы нравственности: великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпение.