Коршева Е. И., воспитатель ГБДОУ детского сада № 43
Математика имеет задачей не обучение исчислению,
но обучение приемам человеческой мысли при исчислении.
Лев Толстой
Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного и интеллектуального интереса, формирование мыслительных умений, способностей к моделированию, которые позволяют стремиться к творческому поиску нового. В связи с этим в педагогическом процессе особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Счетные палочки Кюизенера как дидактическое средство соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, уровню развития детского мышления, в основном, наглядно-действенного и наглядно-образного. Основные его особенности – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Этот яркий и привлекательный дидактический материал делает процесс обучения весёлым и занимательным, играет роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, ребенок получает прочную основу для дальнейших математических достижений.
Бельгийский педагог Джордж Кюизенер изобрел развивающее пособие (его фамилия и стала названием). В комплект входят разноцветные пластмассовые брусочки с поперечным сечением в 1 кв. см и длиной от 1 до 10 см. Такая комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и двух меньших чисел – эти неизменные атрибуты метода отвечают современной дидактике детского сада.
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Одним из критериев готовности ребенка к школе является развитие мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе – исследователь, открывающий для себя мир. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, игры и упражнения с ними помогают решению следующих задач:
- ознакомить детей с понятиями цвета и величины;
- ознакомить с последовательностью чисел натурального ряда (четные и нечетные числа);
- осваивать прямой и обратный, количественный и порядковый счет;
- развивать пространственные представления (слева, вверху, выше и т.д.);
- познакомить с составом числа из единиц и двух меньших чисел;
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию;
- развивать способность к моделированию и конструированию;
- развивать психические процессы: логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь;
- развивать умение работать в коллективе;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, самоконтроль.
Меня заинтересовала проблема успешного развития математического и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, использование инновационных игровых упражнений и логических игр.
Работу с палочками Кюизенера я начала с детьми подготовительной к школе группы. Дидактические игры с палочками Кюизенера проводила с определенной образовательной задачей и в продуманном порядке: от простого к сложному. На начальном этапе работы познакомила детей с набором палочек Кюизенера. Дети с большим интересом начали играть с данным пособием, как с обычными кубиками, которые привлекли их цветовой гаммой и разнообразием размеров. Предлагала детям игры «Цветные дорожки», «Зоопарк», «Строим мост» и другие. Эти игры помогли детям заметить, что все одноцветные палочки одинаковы по длине и высоте.
Следующий этап – обучающий. Проводила с детьми игры и упражнения на соответствие числа и цвета палочки: дети составляли числовые лесенки от одного до десяти вертикально или горизонтально, «шагали по ступенькам» вверх и вниз, сравнивали высоту или длину ступеней, считали число ступеней в прямом и обратном направлении, называли четные и нечетные ступени, определяли порядковый номер ступеней. Предлагала детям принять участие в «плетении цветных ковриков» по цифровым схемам. Когда ребенок заканчивает «плести ковер», ему предлагается «прочитать» ковер цветами и числами. Постепенно дети приходили к выводу, что каждый предмет в наборе имеет своё постоянное число.
В дальнейшем мы перешли к процессу сложения и вычитания. Воспитатель, например, предлагает взять фиолетовую палочку, прибавить к ней розовую. Затем найти палочку, равную по сумме фиолетовой и розовой (по двум слагаемым находят сумму). Но можно решить и обратную задачу, когда одну полоску необходимо заменить двумя другими, сохранив длину первой (по сумме находят два слагаемых). Упражнение дети записывали в числах. В результате этой работы они усвоили состав числа, действия сложения и вычитания и стали считать в уме.
Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками — вопросы к дошкольникам (ответы дети дают цветными палочками). Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.
Постепенно дети приобщались к моделированию: сначала я предлагала им цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывали палочки на схему, а потом выкладывали их на столе сначала по рисунку, затем по схеме и по памяти. Организовывала с детьми игры на развитие зрительного внимания: дети выкладывали узор или изображение предмета из палочек по образцу (схема в натуральную величину палочек), затем по памяти. Вводила усложнение: схема образца предмета состояла из палочек в натуральную величину, обозначенных только цифрами (без цвета). Дети подбирали цветные палочки, соответствующие цифре и выкладывали предмет по схеме. Проводила слуховые диктанты на развитие слухового внимания и пространственного праксиса. Например, взять синюю палочку, положить ее вертикально, розовую – справа вниз к синей палочке горизонтально, на розовую – белую палочку и т. д. Изготовила схемы цветных образцов из палочек в натуральную величину и из палочек, обозначенных только цифрами для игр, для развития зрительного и слухового внимания.
Для этого мы разучили с детьми физминутку «Числовая песенка – лесенка».
Также предлагала детям игры с палочками соревновательного характера, где ребенок проявлял самостоятельность в поиске решения или ответа на вопрос, выдвигал предположения и проверял их. Помощь ребенку оказывала в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, по-другому выполнить задание, одобряла правильные действия и суждения детей.
Для поддержания интереса детей к познавательной деятельности в работе с палочками я использовала сюрпризные моменты, игровые методы и приемы, которые обеспечивали мотивацию детей: сказочные сюжеты математического содержания, сенсорную привлекательность материала, с которым дети работали (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры). Эти игры предлагала детям систематически – либо в свободное время, либо включала в структуру непрерывной образовательной деятельности. На играх-занятиях вместе с детьми мы размышляли, находили совместный правильный способ действия и решения проблемных ситуаций. Постоянная работа с данным дидактическим материалом формирует такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность.
Использование палочек Кюизенера в самостоятельной и игровой деятельности, в образовательном процессе повышает интерес детей к математике, способствует развитию речи и умственных способностей ребенка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: математическое развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 6 -7 лет. Одним из эффективных средств такого развития являются палочки Кюизенера. Обучение дошкольников развивающим играм с палочками Кюизенера стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.