Мухина Ж. В., учитель-логопед ГБДОУ № 29
Серёжина М. Р., учитель-дефектолог ГБДОУ № 29
Мы предлагаем познакомиться с настольной игрой, разработанной нами для старших дошкольников.
Цель игры – закрепление представления детей о народах, проживающих на территории многонациональной России, их быте, традициях и культуре в игровой форме.
Эта игра способствует формированию у дошкольников чувства национального самосознания, достоинства, чести, а также воспитанию у детей толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
Данная игра предназначена для дошкольников 5-7 (8) лет. За основу мы взяли технологию «Сторителлинг», в которой дети составляют связный описательный рассказ о представителях той или иной национальности, проживающих на территории России. В представленной игре шесть национальностей. По мере усвоения детьми знаний количество национальности добавляется.
Ход игры
Ведущий программирует робота-бота «Пчелу» с помощью кнопок – стрелок, обозначающих направление движения, на определённые шаги по цветным квадратам коврика. Нажав зелёную кнопку «GO», ведущий запускает движение робота. Во время своего пути «Пчела» будет останавливаться на запрограммированных цветных квадратах. Задача игроков: брать по очереди по одному кубику того цвета, на котором делает остановки робот. Каждый цвет кубика имеет определённое значение:
- красный – национальность;
- синий – национальное жилище;
- жёлтый – национальный костюм;
- розовый – национальный символ;
- голубой – национальное блюдо;
- зелёный – национальные праздники;
- оранжевый – национальные игры.
Закончив движение, робот издаёт сигнал об окончании пути.
1 вариант: первая остановка робота – всегда красный цвет. Соответственно первый игрок берёт красный кубик, на котором наклеены карточки разных цветов, обозначающих народность. Игрок, осматривая кубик с разных сторон, выбирает цветовое отображение народности и называет её. Следующий игрок, взявший кубик, начинает повествование об особенностях данной национальности, используя за основу картинку на кубике (выбрав одну из шести сторон кубика соответствующей национальности.). Это может быть кубик, обозначающий национальный костюм, блюдо, символ, праздник и т.п. Например: если это блюдо, то блюдо той национальности, которую выбрал первый игрок. Если игроку попадается оранжевый кубик, обозначающий народную игру, то этот участник называет игру, объясняет её правила, и дети играют в неё (варианты игр описаны в приложении). После повествование продолжает следующий игрок. Игра заканчивается, когда каждый игрок расскажет об особенности данного народа в соответствии со значением выпавшего ему кубика. Таким образом, получается связный рассказ об определённой народности, проживающей на территории России.
2 вариант: Аналогичный первому варианту, но игра начинается с любого цвета кубика. Игроки должны правильно определить, какому народу принадлежит изображение на кубике. Например: игрок выбрал голубой кубик с изображением каравая, и дети по очереди составляют общий рассказ, о национальности «русские», опираясь на выбранные в ходе движения пчелы кубики.
Игровой материал
- Кубики разного цвета с липучками.
- Карточки для кубиков с изображениями:
- цвет, обозначающий народность;
- национальное жилище;
- национальный костюм;
- национальное блюдо;
- национальные символы;
- национальные праздники;
- национальные игры
(в данном варианте игры представлены национальные особенности шести народов России: русские, татары, буряты, чукчи, осетины, чуваши).
- Робот-бот «Пчела».
- Коврик с квадратами разных цветов для передвижения робота-бота «Пчела».