В рамках проектной деятельности «Кидбург – город профессий будущего
Лиукконен Е.В., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи:
- учиться детям должно быть интересно;
- знание должно быть применимо детьми на практике;
- обучение детей должно проходить в занимательной форме.
И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка:
- высокооплачиваемую работу;
- самореализацию;
- высокие показатели интеллекта.
Так как в настоящее время в нашем мире происходит технологическая революция, то высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и ознакомления с профессиями. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех, которые он знает (с профессий родителей и хорошо знакомых людей, чей труд он наблюдает изо дня в день), заканчивая необычными профессиями современного мира.
Так сложились объективные обстоятельства, что сегодня у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной этого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии периода дошкольного возраста, а именно:
- недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного;
- низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте;
- неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство;
- отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности.
Поэтому актуальность ознакомления детей с инженерными профессиями очевидна. Данная работа соответствует: Т – требованиям времени; Е – единству целей и задач; М – мотивирует и стимулирует; П – помогает найти пути решения и приоритеты деятельности.
Так как формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс, его необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Игра является основным видом деятельности детей, поэтому появилась идея для реализации данной темы с использованием приемов игры и технологии развития критического мышления.
Данная технология раскрывает для детей дошкольного возраста мир техники и знаний о труде взрослых, развивает воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников в мире инженерных профессий.
Технология имеет свою четкую и определенную структуру. Это позволяет педагогу легко конструировать занятие с детьми и при этом выбирать методы и приемы под заданную тему и задачу.
Я хочу поделиться приемами, использованными мною на занятии по ознакомлению детей с профессией инженера, взятыми из технологии критического мышления.
На специально организованных занятиях дети делают выбор с использованием приёма «верно – неверно», углубляя знания о профессии инженера. Педагог может использовать также прием «корзина идей» на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают воспитанники по теме «Профессия “инженер”». На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.
Очень интересным оказалось для ребят и педагогов использование приема «Ромашка Блума», которая состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопросов: простые вопросы, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные и практические. Этот приём позволяет педагогу учить детей задавать вопросы, а затем систематизировать их, помогая детям изучить материал с разных сторон.
Игра «6 Шляп» позволит произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа. Можно использовать на занятии все шесть шляп или некоторые из них. Все зависит от творческой фантазии, изобретательности педагога, темы и целей, которые ставит перед воспитанниками и собой педагог.
Технология развития критического мышления включает в себя множество других приемов, игр и упражнений. Она явилась оптимальной методикой для разработки серии конспектов при проведении занятий по теме «Знакомство с профессией “инженер”». Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Список использованной литературы:
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
- Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 – 72
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.