Микрюкова И.Н., учитель класса «Особый ребёнок» ГБОУ школы-интерната № 67
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Одним из эффективных средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является использование на уроках игр и игровых ситуаций.
Игровые технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ, пожалуй, самые древние, они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными будничные шаги по освоению учебных предметов. В игре незаметно, сами собой исчезают стены, разделяющие учителя и ученика, и самих учеников, в ней рождается новая атмосфера и новые отношения.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса:
- Дидактические игры – это расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие учебных умений и навыков.
- Развивающие игры – это развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, развитие воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии.
- Воспитывающие игры – это воспитание самостоятельности, воли, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- облегчать решение учебной задачи;
- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
- практически закреплять полученные знания;
- расширять кругозор детей;
- формировать навык совместной деятельности.
Задача игры – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Немаловажно также и то, что игра на уроках письма и развития речи способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость.
Игра выполняет важнейшие функции:
- развивающую: основная функция игры – развить, пробудить познавательный интерес, доставить удовольствие, воодушевить;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
Использование игровых технологий на уроках письма и развития речи помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к письму как к учебному предмету.
В практике работы коррекционной школы игра заняла прочное место на уроках письма и развития речи. Игры могут применяться на уроках различного характера, но чаще я использую их на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Игры можно использовать на любом этапе урока. Целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей, а также в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки как своеобразную форму словарной работы.
Игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Как показывают мои наблюдения, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок -путешествие);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий;
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей с ОВЗ. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра – это ещё и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Игры способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
При включении в урок игровых и занимательных упражнений я руководствуюсь методическими указаниями к проведению игровых технологий и занимательных упражнений на уроках письма и развития речи.
- Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
- Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
- Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
- Легкие и трудные игры должны чередоваться.
- Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
- Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
- После игры обязательно должны быть подведены итоги.
Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Роль и значение дидактических игр, используемых на уроках письма и развития речи, трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений. Использование дидактических игр на уроках письма воздействует на совершенствование механизмов памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление школьников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, “Назови одним словом” или “Назови три предмета”. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр.
Виды дидактических игр
- Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
- Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Волшебные сказки, колеса времени, сказочные календари уносят путешественников в загадочный мир. Игра-путешествие, требующая поиска различных путей решения, развивает воображение, актуализирует познавательную активность учащихся. Такая работа протекает в непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка. Игра такого типа развивает у воспитанников с ограниченными возможностями внимание, мышление, воображение.
- Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Игры – соревнования проводятся, как правило, в форме состязания двух команд. Примером такой игры, широко используемой в практике, является эстафета. В ходе ее учитель, во-первых, видит работу всего класса и, во-вторых, может сразу и безошибочно определить того ученика, который допустил ошибку. В форме такой игры заложен элемент соревнования. Учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения заданий.
- Игра-кроссворд. Он может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – это хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
- Игры-загадки. Эта группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания, развивают память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир. Учащиеся отгадывают загадки, записывают отгадки. Составляют с отгадками предложение, ориентируясь на раннее изученные правила. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно чётко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора и написания слов, предложений.
- Игра-ребус. Для того чтобы правильно назвать загаданное слово в ребусе, нужно разгадать сначала его части, каждая из которых представляет собой отдельную часть слова, из которых нужно составить загаданное слово.
- Игры-викторины. Они представляют собой ряд вопросов, которые требуют ответа в письменной или устной форме. Главная задача викторины – активно повторить пройденный на уроке материал.
В ходе такой игры у учащихся развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков письма и развития речи. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Мыслительные операции в игре, которые осуществляются учащимися с ОВЗ, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной.
Нельзя забывать, что игровые моменты на уроке письма очень эмоционально насыщены. Участвуя в играх на уроке, ребёнок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъём захватывает всех детей, даже обычно пассивных, легко отвлекающихся от решения учебной задачи. Дети испытывают радость от того, что они что-то умеют, знают. Игру на уроках действительно можно назвать методом детской радости в воспитании положительного отношения к учёбе. В игре дети чувствуют себя свободно, они не боятся получить отметку, за которую его будут, возможно, бранить.
Вывод: использование на уроках игровых технологий в специальной (коррекцонной) школе для детей с ОВЗ повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, следовательно – усваивать учебный материал, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников,
Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.