Нейропсихологические игры в работе логопеда с детьми школьного возраста 

Новикова С.Е., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 67 

 Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью. Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении образовательных программ любой сложности. 

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры). 

Основная цель применения нейроигр с детьми на логопедических занятиях – это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 

  • стимулировать речевую активность детей; 
  • развивать слухоречевое внимание детей; 
  • развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; 
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление). 

Такие игры эффективны и для детей, и для взрослых в любом возрасте.  

Большое значение на формирование межполушарных взаимодействий имеют игры с ритмом как основой речи. Основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природой, дыханием. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Также на речь влияет способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность бывает нарушена у детей с ОВЗ. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений. Очень полезно одновременное использование речи и движений. Также нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем и т.д. 

Существует большое количество развивающих игр и упражнений для улучшения связи между полушариями у детей. Вот некоторые из них:

Задания для обеих рук

  • письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой); 
  • раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока); 
  • письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв; 
  • ощупывание фигур, букв двумя руками; 
  • умение ориентироваться на листе бумаги. 

«Запретное движение» 

  • Выбирается запретное движение, например поднятие рук вверх. Дети повторяют все движения за педагогом, кроме запретного. 

«Капитаны» 

  • Дети выполняют движения за педагогом, если была команда «Капитаны». 

«Запретное число» 

  • Выбирается запретная цифра, например 3. Нельзя называть числа, содержащие эту цифру – 13, 23, 33 и т. д.  Дети называют числа по кругу, заменяя хлопком запретное число. 
    Можно использовать игры «Да и нет не говорите».

Таким образом, систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, способствует коррекции недостатков речевого развития. А также даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.