Новикова С.Е., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 67
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью. Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении образовательных программ любой сложности.
В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры).
Основная цель применения нейроигр с детьми на логопедических занятиях – это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать слухоречевое внимание детей;
- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Такие игры эффективны и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Большое значение на формирование межполушарных взаимодействий имеют игры с ритмом как основой речи. Основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природой, дыханием. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Также на речь влияет способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность бывает нарушена у детей с ОВЗ. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений. Очень полезно одновременное использование речи и движений. Также нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем и т.д.
Существует большое количество развивающих игр и упражнений для улучшения связи между полушариями у детей. Вот некоторые из них:
Задания для обеих рук
- письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);
- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);
- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;
- ощупывание фигур, букв двумя руками;
- умение ориентироваться на листе бумаги.
«Запретное движение»
- Выбирается запретное движение, например поднятие рук вверх. Дети повторяют все движения за педагогом, кроме запретного.
«Капитаны»
- Дети выполняют движения за педагогом, если была команда «Капитаны».
«Запретное число»
- Выбирается запретная цифра, например 3. Нельзя называть числа, содержащие эту цифру – 13, 23, 33 и т. д. Дети называют числа по кругу, заменяя хлопком запретное число.
Можно использовать игры «Да и нет не говорите».
Таким образом, систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, способствует коррекции недостатков речевого развития. А также даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.