Интегрированные уроки – один из способов реализации принципов ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Зуева Ю. Г., учитель ГБОУ школа-интернат № 16
Овсеенко Н. В., учитель ГБОУ школа-интернат № 16

Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Я.А. Коменский

В современных условиях развития образования актуальной потребностью становится поиск педагогических подходов, способствующих формированию у обучающихся целостного представления о мире, навыков организации собственной деятельности, функциональной грамотности, а также умения применять знания, полученные на одном предмете, при изучении других дисциплин. Решению этих задач во многом способствует применение в образовательном процессе интегрированного подхода.

Значение интегрированного обучения в условиях ФГОС:

  • способствует формированию универсальных учебных действий в рамках образовательного процесса и при решении проблемных задач в реальных жизненных ситуациях;
  • повышает и развивает интерес обучающихся к предметам;
  • повышает качество знаний обучающихся;
  • обеспечивает саморазвитие личности через реализацию системно-деятельностного подхода, где знания приобретаются только в деятельности ученика;
  • позволяет использовать современные педагогические технологии;
  • расширяет кругозор обучающихся, способствует развитию их творческих возможностей.

В условиях ФГОС обращение к интегрированному обучению напрямую связано со снижением познавательной активности обучающихся, их неумением применять свои знания на практике.

Цель интегрированных уроков – содействовать обучающимся с нарушениями интеллекта в освоении тем, идей, областей знаний; развить способности, которые способствуют социальной адаптации и реабилитации обучающихся.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • создание у ребенка с нарушениями интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к «разговору» с человеком и обществом, природой, культурой и искусством;
  • развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
  • формирование у школьников с нарушениями интеллекта коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
  • развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.

Корни процесса интеграции лежат в далёком прошлом классической педагогики и берут своё начало в трудах Я. А. Коменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным».

К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский подчёркивали необходимость установления взаимосвязей между отдельными учебными предметами и научной системой знаний в сознании обучающихся младших классов.

Интеграция в обучении – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Использование интегрированного обучения в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ наиболее эффективно, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами.

Анализируя программы учебных предметов, мы пришли к выводу, что существуют общие темы, которые изучаются на двух или более предметах. В соответствии с интегрированным подходом можно установить межпредметные связи, объединить изучаемые предметы вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть представленное на уроке явление с разных сторон, раскрыть его взаимосвязи.

В практике проведения интегрированных уроков мы тщательно планируем и осуществляем постановку сценария каждого урока совместными усилиями двух учителей начальной школы: моделируем содержание уроков, выбираем тип и структуру урока, методы и средства обучения. При создании интегрированных уроков мы используем различные педагогические технологии: исследовательские (проблемно-поисковую), игровые, технологии деятельностного обучения, информационно-коммуникационные и другие.

Нами была проведена серия интегрированных уроков для обучающихся 1 класса по «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).

  1. Интегрированный урок «Дары осени» по учебным предметам «Речь и альтернативная коммуникация» и «Профильный труд».  В ходе урока обучающиеся закрепили знания об овощах, изготовили поделку из ниток и картона.
  2. Интегрированный урок «Путешествие в страну математики» по учебным предметам «Математические представления» и «Изобразительная деятельность». В ходе урока закрепили навыки счета от 1 до 5 и  пальчиковый метод раскрашивания рисунка.
  3. Интегрированный урок «Домашние и дикие животные» по предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Изобразительная деятельность». Обучающиеся в игровой форме закрепили умение дифференцировать домашних, диких животных и их детенышей, научились изображать разных животных, используя гуашь и поролон.

Использование в ходе интегрированных уроков художественных текстов, музыкальных произведений, картин способствовало эмоциональному развитию личности младших школьников с нарушениями интеллекта.

В процессе работы над созданием и реализацией интегрированных уроков, мы убедились в хорошей совместимости таких предметов, как «Речь и альтернативная коммуникация» и «Изобразительная деятельность», «Речь и альтернативная коммуникация» и «Музыка и движение», «Математические представления» и «Профильный труд», «Окружающий природный мир» и «Изобразительная деятельность» или «Профильный труд».

Построение обучения с применением интегрированного подхода отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить отношение ученика к окружающему миру, как к целостному, многостороннему, динамичному. На интегрированных уроках дети с нарушениями интеллекта работают легко и с интересом, усваивают большой по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности, находят выражение в творчестве.

Источники:

  1. Мытницкая С.Н. Мне помогают элементы интегрирования// Начальная школа, 2002. №1. С. 75.
  2. Кошмина, И.В. Межпредметные связи в начальной школе/ И.В. Кошмина. – М: Владос, 2001. – 142 с.
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М: Владос, 2000. – 400 с.
  4. Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Выпуск 2. – ТУ: Учитель, 2008. – 187 с.
  5. Рудченко Л.И. Литературное чтение. 1-4 классы. – ТУ: Учитель, 2008. – 111 с.
  6. Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах, ТУ: Учитель, 2006. – 80с.