Шапкина И.В., учитель физической культуры ГБОУ школы № 335
Проблема социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в современной России. Мы понимаем, как тяжело быть инвалидом с ранних лет. Ребенок должен постигать и учиться очень многому, а инвалидность становится барьером в постижении нового. В нашей школе таким детям отводится особое внимание и предоставляется возможность адаптироваться к учебному процессу, а также и социальной среде, окружающей детей-инвалидов. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом. Только так они смогут понять, что нужны, что их любят и понимают.
Адаптивное плавание как часть физической культуры содействует физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Плавание является одним из ведущих видов в адаптивной физической культуре, который рекомендуется людям, имеющим существенные отклонения в состоянии здоровья. Дети, которые имеют ограниченные физические возможности, не могут полноценно развиваться по стандартным образовательным программам. Особенно остро данная проблема касается школьников младших и средних классов. Именно в этот период у детей формируются основные физические качества: сила, быстрота, координация, выносливость и гибкость. В связи с данной проблемой фактически основным дополнением к занятиям физической культурой для учеников с ограниченными возможностями является адаптивное плавание. Оно способствует не только укреплению мышц и связок, но и дает ребенку запас времени для расчета действий во время упражнений, так как движения в воде замедлены.
С этого учебного года я веду занятия по адаптивному плаванию в рамках внеурочной деятельности с использованием игр на воде и суше для привлечения в дальнейшем детей к тренировочному процессу по плаванию. Мною разработан комплекс упражнений на воде и на суше, направленный на развитие гибкости, силы, выносливости и координации. На первых занятиях была проведена диагностика уровня плавательной подготовленности детей нашей школы с ОВЗ, а также беседа с родителями о заболеваниях и ограничениях по болезни (инвалидности). На основании полученных результатов я составила индивидуальный план по дальнейшему обучению каждого ученика. Обязательным условием для работы с такими детьми является нахождение медицинского работника в чаше бассейна.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, попадая в непривычную среду (отсутствие родителей, прохладная вода, новые люди), испытывают чувство страха (стресс). Поэтому учителю очень важно установить контакт с ребенком (зрительный, тактильный, речевой), чтобы помочь ему быстрее адаптироваться к новым условиям. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Важно помнить – в воспитании ребенка с ОВЗ на первом месте должно быть эмоциональное благополучие.