Гарусина Е. И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Скокова С. Л., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в большом объеме новых знаний. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в дошкольном возрасте – не мешать им играть.
Игры в этом возрасте должны быть направлены на развитие тех качеств, которые потребуются детям в школе, а именно: логики, мышления, воображения, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи помогут настольные игры-головоломки.
Такие игры развивают у детей мелкую моторику, навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.
Игры-головоломки в ненавязчивой форме развивают у детей полезные умения:
- учат пространственному мышлению;
- формируют и закрепляют понятия цвета и формы;
- улучшают внимание, воображение;
- развивают способность «читать» схему-инструкцию;
- учат визуально делить целый объект на части;
- помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев.
Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи.
Например, успешность освоения игр «Танграм» и «Пифагорово яйцо» в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Эти игры интересны детям. Их увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
На первом этапе освоения данных игр проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
На втором этапе развертывания игр – обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.
Третий этап освоения игры – составление фигур по образцам. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. Рассказывая про картинку, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; в употреблении прилагательных сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий).
Дети составляют предложения простые и сложные, можно составить даже рассказ о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.
При работе с этими играми-головоломками важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты.
«Танграм» и «Пифагорово яйцо» – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки