Седых Г.В., учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 449
В наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Поэтому учителю истории так важно уметь строить процесс обучения таким образом, чтобы помочь ребенку в развитии чувства независимости, открытости ума, высокой толерантности к неразрешимым и неопределенным ситуациям и в развитии эстетического чувства. Все эти черты как раз присущи творческой личности.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к истории, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков.
Чего необходимо избегать учителю истории, чтобы создать и поддерживать на своих уроках атмосферу творчества? С одной стороны, важно избегать излишней строгости в тоне и лексике, для того чтобы обучающиеся чувствовали внутреннюю свободу и усвоили как можно больше материала. С другой стороны, учителю важно сохранять тон уверенности на своих уроках и требовательность к обучающимся. Также необходимо избегать частого указания на недостатки в работе обучающихся, чтобы не помешать атмосфере творчества на уроках истории.
Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Для групповой и индивидуальной работы может быть использован такой приём, как «кластер».
Этот метод помогает учащимся свободно и открыто размышлять по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:
- написать ключевое слово или предложение на бумаге;
- записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;
- выписывать можно столько идей, сколько захочется.
Общеизвестно, что история является важнейшим предметом учебного плана образовательных учреждений с точки зрения нравственно-патриотической, идеологической и культурологической направленности, поэтому одна из главных задач учителя истории – как можно интереснее, разнообразнее, содержательнее сделать свои уроки. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном изложении дает для развития прекрасную основу.