Коноплева О.А., учитель начальных классов, воспитатель ГБОУ ШИ № 8
Сказки — это не только волшебные
истории, но и наставления для жизни.
Г.Х. Андерсен
Сказки играют важную роль в духовно-нравственном развитии ребёнка. Они помогают малышам понять, что есть добро и зло, какие качества человека лучше всего ценятся в обществе, какие поступки правильны, а какие – нет. Сказки учат детей эмпатии и сочувствию, умению рассуждать, делать выводы. Кроме того, они способствуют формированию у детей ответственности за свои поступки. Сказки помогают детям справиться со своими эмоциями, выражать свои чувства словами. В.А. Сухомлинский писал: «Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказкой начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом».
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. По вечерам дети собирались возле взрослых, которые рассказывали им сказки. Так в памяти малышей накапливались знания о жизни.
Сказка живёт с нами с давних времён. Наши предки вместо нравоучений рассказывали провинившимся детям поучительные истории.
А что происходит сейчас? В наше «быстротечное» время некоторым родителям некогда читать сказки, а уж тем более осмысливать их. Дети большую часть свободного времени проводят в интернете, и весь багаж жизненных ценностей черпают именно там. В итоге мы получаем инфантильных личностей, не способных различить чёрное от белого, добро от зла.
Я считаю, что детям нужно прививать любовь к сказкам, потому что они не только развивают воображение и фантазию, но и учат детей мудрости, этике и морали. Они помогают детям понять, что хорошее всегда побеждает зло, что доброта и справедливость важнее всего. «Переживая» сказки эмоционально, ребёнок учится сопереживать, радоваться, огорчаться и вместе с героями искать выход из сложившихся ситуаций. Кроме того, сказки помогают детям лучше понимать культуру и традиции предков. Всё это делает сказки ценным и важным инструментом в образовании и воспитании детей.