Котельникова В. О., учитель физической культуры ГБОУ школа № 460
Инклюзивное образование – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что дети с ОВЗ в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех и в том числе обеспечивает доступ к образованию для данной категории детей. Инклюзивное образование воспринимает ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать более гибкий подход к преподаванию и обучению, удовлетворяющий различные потребности в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году дети-инвалиды могут беспрепятственно получать образование наравне со здоровыми детьми.
Отмечают восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ базируется на следующих подходах:
- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
- каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах; обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
- обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством для борьбы с дискриминационными воззрениями, для построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Физическая культура играет немаловажную роль в укреплении здоровья с начального этапа обучения, развития и воспитания ребенка.
К детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе должна быть применена адаптированная образовательная программа. Адаптивная физическая культура – это коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Основной формой организации занятий с детьми с ограниченными возможностями является урок физической культуры. В урок включены физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации. Специальные упражнения адаптивной физической культуры совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект.
К особенностям адаптивной физкультуры можно отнести:
- индивидуализацию, так как программу можно создать под возможности каждого обучающегося;
- компенсаторную направленность, то есть возмещение недоразвитых или утраченных функций организма при определенных условиях (упражнениях);
- учет возрастных особенностей, которые у детей с ограниченными возможностями здоровья не всегда соответствуют;
- адекватность – соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов;
- оптимальность – разумную сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразных адаптационных приемов;
- вариативность – многообразие форм взаимодействия и воздействие этих методов на разные стороны деятельности обучающегося.
Посредством физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием. Преподавание физической культуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно использовать «Эволюционный метод двигательной реабилитации» Н.Н. Ефименко, автора диссертации «Основы коррекционно направленного физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Автор предлагает брать за основу повторение эволюции движений человека в период от рождения до года. Метод предполагает, что упражнения должны начинаться из горизонтального положения и переходить к вертикальному положению, затем добавляются более активные упражнения: ходьба, бег, прыжки. Автор в своей работе отмечает, что начинать упражнения стоит из самых низких поз. Например, лежа на животе, на спине, упор, стоя на коленях с опорой на предплечья, затем упор, стоя на коленях с опорой на кисти. В исходном положении стоя, сидя, лежа, в упоре стоя на коленях, необходимо выполнять упражнения для шейного отдела позвоночника, для мышц плечевого пояса, рук, туловища, тазового пояса, нижних конечностей. А также выполнять более сложные по технике упражнения в передвижении: ходьбу, лазанье, бег, прыжки.
Ефименко Н.Н. придерживается мнения, что упражнения, направленные на работу рук и ног стоит начинать с разработки крупных суставов, постепенно переходя к средним и более мелким. Для крупных мышечных групп (груди, живота, спины и таза) выполнять медленные, спокойные и плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие. В его концепции предполагается, что более низкое положение тела должно вести к более медленным и спокойным движениям и наоборот. При этом низкое горизонтальное положение тела должно выполнять более расслабленные движения, нежели высокое вертикальное, в котором лучше использовать упражнения, направленные на сильное напряжение мышц.
На уроках физической культуры возможно применение игровых технологий, влияющих на развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств, а также интеллектуальное развитие младших школьников, где в паре будет работать обычный ребенок и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит совершенствовать ранее выполняемые упражнения и освоить новые более сложные упражнения. Виды движений должны быть подобраны согласно заболеванию «особого» ребенка. В результате дети становятся более активными, у них лучше развивается ловкость и быстрота движений, точность и быстрота реакции на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, воспитывается взаимопомощь и взаимовыручка. В процессе выполнения упражнений необходимо дозировать физическую нагрузку на организм занимающегося, чтобы обеспечить оздоровительный эффект. На уроках необходимо проведение контроля уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы, физической подготовленности средствами физических упражнений с детьми разного уровня здоровья .
Какой бы прием или метод адаптивной физкультуры не использовал педагог, конечным результатом его деятельности должно стать преодоление препятствий социального свойства, интегрирование в образовательную среду ребенка с ограниченными возможностями. Особенностью организации и проведения урока физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья является творческая работа, требующая определенного уровня квалификации педагога. От подготовки учителя, от его творческого подхода к своей деятельности зависит физическое развитие, овладение определенными двигательными умениями, расширение двигательных возможностей детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствования и самореализации.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики, – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) и их сверстников.