Малярова А.М., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 4
Стремительные изменения в современном обществе требуют существенных изменений в педагогической теории и практике. В системе общего дошкольного (коррекционного) образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования становится ориентировано на индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка. Особую актуальность это приобретает в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это группа стойких специфических отклонений в развитии речевой функции, которые наблюдаются у детей при сохранном физическом слухе и интеллектуальном развитии, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Нарушения речевой деятельности негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления – такие дошкольники отстают в развитии, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. С речевой патологией присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в плохой координации движений, снижением скорости и ловкости, трудностями в реализации сложных двигательных программ. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР в дошкольном учреждении осуществляется через тесное сотрудничество логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Взаимодействие специалистов начинается с комплексного всестороннего диагностического обследования ребёнка. Помимо этого используются и другие методы диагностики: наблюдение за ребенком во время игр, анализ ошибок в речи, анализ продуктов деятельности ребенка, беседы с родителями. На заседаниях ППК осуществляется анализ уровня развития ребёнка и разрабатывается для него индивидуальная программа сопровождения, в которой учитывается не только уровень речевого развития, но и возраст ребенка. Специалистами определяются зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приёмы работы с учащимися.
Целью коррекционно-развивающей работы педагога-психолога является активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности. Развивающая и психокоррекционная работа направлена на развитие познавательной сферы и психических процессов, на овладение детьми саморегуляцией, на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, на развитие и коррекцию мотивационной и эмоциональной сферы с целью повышения мотивации к занятиям и снижению эмоциональной напряженности.
В коррекционно-развивающей работе я использую арт-терапевтические методы, методы нейропсихологической коррекции, сказкотерапию, игровые технологии, технологии поведенческой терапии, коррекционно-развивающие технологии, песочную терапию, мнемотехники, театрализованную деятельность, кинезиологические упражнения, также активно использую техники, направленные на релаксацию и снижение агрессивного поведения у дошкольников. Кроме того, при коррекции ТНР я использую игровые методы, которые направлены на развитие мелкой моторики, что также способствует развитию речевой функции ребенка. Например, игры с мячом, глиной, песком или конструктором, различные сенсорные игры.
Наилучший результат полноценного речевого и психического развития дошкольников отмечается там, где педагоги и родители действуют согласованно. Осознанное включение родителей в совместный с воспитателем, логопедом и педагогом-психологом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что, создавая в дошкольном учреждении единое коррекционно-развивающее пространство, мы осуществляем коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с ТНР, их интеллектуальных умений и помогаем каждому ребенку индивидуально в соответствии с его проблемами.