Шендрикова Е.В., воспитатель ГБДОУ № 12
Семья для ребенка – основная среда обитания, которая определяет очень многое в жизни малыша. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира. Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания, но если мы хотим вырастить во всех смыслах здоровых детей, то должны воспитывать их всё-таки сообща, включая семью, детский сад, общественность и т.д. За воспитание, конечно, несут ответственность родители.
Семья и детский сад — две важные взаимосвязанные между собой структуры. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья правильно воспитывала ребенка, включалась в воспитательно-образовательный процесс, осуществляемый в детском саду. Ко взаимодействию педагога с семьей нужно подходить дифференцированно, учитывая социальный статус семьи и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Цель педагога — сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Основные задачи работы с родителями:
- создать атмосферу взаимопонимания;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- развивать и воспитывать детей;
- использовать с родителями различные формы сотрудничества.
Принципы взаимодействия детского сада с родителями:
- доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
- индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей;
- сотрудничество – воспитатель создаёт атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях;
- формирование развивающей среды, которая помогает взаимодействовать педагогу с семьей, способствуя развитию личности ребёнка в семье и детском коллективе;
- динамичность – быстрое реагирование на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.
Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия детского сада с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, которые позволяют делиться своими проблемами и решать их совместно.
При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:
- коллективные: родительские собрания, конференции, консультации;
- индивидуальные: индивидуальные консультации, беседы;
- наглядные: папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.
Существуют требования к формам взаимодействия — это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы. Например, информационно-аналитическая. Она направлена на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем. Также используется наглядно-информационная форма, направленная на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:
- информационно-ознакомительная;
- информационно-просветительская.
Задача информационно-ознакомительной формы — познакомить родителей с учреждением, педагогами. Сюда можно отнести совместные выставки детских рисунков и коллажей. Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей о развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести папки-передвижки, информационные стенды, мини-библиотеки.
Познавательные формы —ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение их педагогического опыта. В этом помогают родительские собрания, родительские конференции, клубы для родителей — педагог оказывает помощь в возникших проблемах. Досуговые — это формы неформальных, доверительных отношений, здесь происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах – таким образом демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей.
Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, а педагоги уверены в поддержке со стороны родителей.